Служебное значение ангелов. Ангелы - хранители

I. Небесное служение. «Славословие к Богу — есть дело ангелов», — говорит равноангельный подвижник, святой Си­меон Новый Богослов1, один после Гри­гория, учителя первохристианских вре­мен, получивший от св. Церкви такое на­именование.

В этом состоит их главное послушание, о чем свидетель­ствует многочисленный сонм других духоносных тайнозрителей2 и «собеседников ангелов»3 (Откр. 4, 8; ср.: Ис. 6, 1-3).

Другое занятие ангелов на небе, о котором мы знаем из Свящ. Предания4, состоит в преемственном сообщении по степеням своей иерархии5 различных тайн, получаемых от Бога, и вышеестественных световидных озарений, прилич­ных премирным духам.

«Престолы, серафимы и херувимы поучаются непосред­ственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу; потом они поучают и прочие чины, и таким образом по по­рядку высшие учат низших», — говорит святой Афанасий Великий.

-182-

То же читаем у святого Ефрема Сирина:

«Когда небесные духи желают узнать что-либо о Сыне, то обращаются с вопросами своими к высшим ангелам, а эти научаются по мановению от Духа».

Как увидим ниже, то же продолжается и у нас, на земле: святых учат ангелы, остальных христиан — святые. В этом заключается основной закон и священная, божественная основа старчества.

II. Служение ангелов на земле.О нем святой апостол Па­вел сказал: «Не все ли они суть служебные духи, посылае­мые на служение для тех, которые имеют наследовать спа­сение?» (Евр. 1, 14.)

По нашей греховной развращенности и злым делам, здесь им много труда6, и только такой могущественный дух, как ангел, в силах до некоторой степени7 справиться с таким, хотя нищедушным, но строптивым падшим созда­нием, как человек, своими страстями и своими доброволь­ными призывами накликающим на себя к тому же страш­ных и сильных демонов. Но если для нас это честь, то зато какую школу смирения — иначе невозможно выразиться8

- проходят здесь ангелы! Пусть каждый представит себе: могущественный, прекрасный, светоносный дух повелени­ем Божиим приставлен к нему, слюнявому, смрадному, хо­тя и мыслящему, комку грязи, и должен за ним ухаживать,

- и ухаживает — как никакая нянька, никакая мать! К су­ществу, которое постоянно оскорбляет его (а мы не можем перенести оскорблений со стороны подобных себе людей), поносит, причиняет жесточайшие страдания, скорбь.

Примеры, подтверждающие вышесказанное, многочис­ленны в житиях святых. Приведу один.

Однажды славный тайновидец святой Нифонт, епископ города Констанции (на о. Кипре; умер в половине IV века), идя из церкви домой («в свою хижину»), увидел у дверей дома одной блудницы ангела в образе юноши, который сильно плакал. Нифонт спросил о причине такого плача. И тот ответил:

- Мне дан от Бога на соблюдение один человек, кото­рый в этом доме сейчас лежит с блудницей. Этим он меня сильно оскорбляет, потому что не могу смотреть на безза­коние, которое он совершает. Так как же мне не плакать при виде того, в какую тьму погрузился образ Божий?

- Отчего же ты не накажешь его, чтобы он отстал от гре­ха? — сказал Нифонт.

-183-

- Не имею возможности приблизиться к нему, — отве­чал ангел. — Ибо с тех пор, как начал он грешить, он — раб бесов, и я уже не имею над ним власти: ибо Бог сотворил че­ловека со свободной волей («самовластна») и показал ему узкий путь и широкий, чтобы он ходил, по какому хочет.

Прибавлю ради поучительности и слова блаж. Нифон­та, с которыми он обратился после этого разговора с анге­лом к своему ученику: «Нет ничего смраднее блудного гре­ха, однако если блудник покается, то Бог принимает его скорее, чем иных беззаконников, так как грех этот происхо­дит от естества диавольским наущением. Прогоняется же эта страсть прилежною молитвою, строгим постом и раз­личным умерщвлением тела»9.

Из того, что Бог не требует для Себя служения ничьих рук, ни ангельских, ни человеческих, «как бы имеющий в чем-либо нужду», как сказал апостол Павел в своей знаме­нитой речи в афинском ареопаге (Деян. 17, 25), следует, что ангелы, хотя и служат, но не делают Ему услуги, и Господь потому пользуется их пособием в Своем промышлении о мире, что это приносит им самим пользу. Подобные спосо­бы смирения и служения людям делают их достойными подражателями своего Владыки, Который, хотя и Бог, и мог родиться могущественным принцем, во дворце и золо­той колыбели и иметь целый штат ливрейных слуг, однако благоволил произойти (правда, от царской по человечеству крови) в вертепе, был положен в скотские ясли и пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить дру­гим (Мк. 10, 45). Праздность и бездеятельность всем вос­прещается, даже ангелам. И они, кроме молитвы, имеют со­ответственно своей мысленной, невещественной природе свое «поделие».

Климент Александрийский еще иной смысл извлекает из вышеуказанных слов апостола (Евр. 1, 14), говорящий о будущей славе ангелов, имеющей возместить это их нынешнее смирение.

«Он (Иисус) соделал нам служебными Ангелов, Гос­подства и Власти ради высокой награды, потому что и сами они освободятся от суетности мира при открытии славы чад Божиих»10.

Речь здесь идет о том, что Начала, Власти, Херувимы, Серафимы, Ангелы, несмотря на то что привлечены Иису­сом Христом (ср.: Евр. 1, 6)

-184-

к служению тленному миру и плоти, то есть чину, стоящему несравненно ниже их, по­лучают, однако, великую духовную пользу от этого и еще большую получат в будущем веке, что и будет им наградой за временное служение тем, которые имеют наследовать спасение. Еще подробнее эту мысль можно развить так. Уже и теперь высшие ангельские чины испытывают прира­щение своего блаженства, вследствие проникновения в ду­ховные тайны, открывающиеся в течении человеческих и церковных дел на основе искупительного подвига Христа Спасителя. Раньше, до воплощения и смерти Господа, они ничего об этом, как и люди, не знали. Когда же эти тайны совершились, они с великим тщанием занялись их исследо­ванием — богословским в полном смысле этого слова (1 Петр. 1, 12). В этом они нашли новое блаженство. И одна­ко, говорю, последнее своим источником наполовину име­ет тленный круг вещей, поскольку и Сам Бог, точнее Вто­рая Ипостась Его, Господь Иисус Христос, не теряя ничего из Своей Божественной природы, соединился с тленным человеческим естеством11 и со всеми его немощами, кроме страстей. Но домостроительство спасения рода человечес­кого еще не завершилось, многоразличная премудрость Бо-жия все еще открывается шире и шире через Церковь (Еф. 3, 10), вместе с тем и ангелам открывается все большее и большее поприще в служении людям и в познании тайн, в которые они всеми силами (не как мы!) стараются проник­нуть, παρακυψαι (1 Петр. 1, 12).

Когда же, после Страшного Суда, откроется Церковь Славы и «будет Бог всяческая во всем» (1 Кор. 15, 28), тог­да ангелы и все небесные силы воспримут полноту своего блаженства. Последнее-то Климент Александрийский и называет здесь «высокой наградой» и «освобождением от суетности мира»12.

Служение ангелов на земле имеет отношение к предме­там неодушевленного мира и к людям.

1. Вселенная в полном своем составе (космос) не пре­доставлена Богом, как думают некоторые (деисты), самой себе, подобно раз навсегда заведенным и пущенным в ход часам (Ин. 5, 17). В частности, каждая стихия и каждое царство природы, мир органический и неорганический, открытые наукой и еще не открытые силы природы, от­дельные предметы последней и произведения рук челове­ческих не управляются и не существуют самостоятельно и находятся под наблюдением и в распоряжении особых ангелов, которые над этим господствуют и действуют здесь по воле Всемогущего Бога.

-185-

Так, св. Иоанн Богослов видел в своих апокалипсичес­ких созерцаниях Ангела, имеющего власть над огнем (Откр. 14, 18). Также слышал Ангела вод, распоряжающе­гося водной стихией (Откр. 16, 5). Еще видел он четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четы­ре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево (Откр. 7, 1). Еще одного Ангела видел он, стоящего на солнце (Откр. 19, 17).

В Священном Предании также имеется много свиде­тельств подобного рода. В одном памятнике первохристианской древности, именно в книге «Пастырь», принадлежа­щей перу мужа апостольского, святого Ерма, говорится об ангеле, поставленном над дверями, и указывается даже его имя13. Есть ангелы, господствующие над растительным царством природы14. В «Луге Духовном»15 рассказывается об ангелах, охраняющих престолы храмов Божиих.

Вот один из этих рассказов. Однажды некий отшельник вошел в пещеру на берегу Иордана, покинутую незадолго пе­ред тем преп. Варнавою. Здесь он увидел ангела Божия, сто­явшего пред престолом, который воздвиг и освятил Варнава.

- Что ты здесь делаешь? — спросил отшельник ангела.

— Я — ангел Господень, — отвечал он, — и этот престол вверен моему смотрению от Бога с той поры, как был освя­щен.

Кратко сказать, вместе с Афинагором16, «Творец и стро­итель мира, Бог разделил их (ангелов) словом Своим и по­ставил над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством».

Как Бог приставил ангелов Своих к природе, чтобы они учили людей пользоваться ею во благо, так и сатана, во всем противоположный Богу, приставил своих демонов к ней лее для того, чтобы они захватили все места (преимуще­ственно нечистые)17 и предметы ее и действовали в против­ном направлении, во зло.

В одной из заклинательных молитв святого Иоанна Зла­тоуста говорится об этом множестве разрядов бесовских так:

«Сам Господь запрещает тебе, диавол, страшным Своим именем: дрожи, трепещи, устрашись, уйди, сгибни, исчез­ни, павший с неба, и с тобой все злые духи, всякий злой дух,

-186-

дух распутства, дух злобы, дух ночной, дух дневной, дух по­луденный, дух вечерний, дух полунощный, дух встречный, или земной, или водяной, или в рощах, или в тростнике, или в долинах, в проходах и перекрестках, в озерах, в реках, в домах и в банях находящийся, вредящий и сводящий че­ловека с ума...»18

Нет сомнения, что в новейших (да и старейших) откры­тиях в области химии, физики, ботаники и прочих науках очень часто помогают ученым бесы. Взять ли «небоскребы» (одно кощунственное название чего стоит), претендующие быть второй Вавилонской башней, изобретение ли пороха, пироксилина, нитроглицерина, панкластита, динамита, гельгофита, беллита, мелинита и так далее без конца, или пресловутую эволюционную теорию Дарвина — я уже не говорю про «оккультное», «теософское», «тайное» знание, — везде из-под изящного плаща доктора наук выглядывают лохматые козлиные ноги.

2. В отношении людей служение ангелов удобнее всего рассматривать сперва под общим углом зрения, будет ли то служение их целым обществам или только временное по-сланничество от Бога к отдельным лицам, и затем описать особый род ангельского служения, направленный на каж­дого человека.

Из Свящ. Писания мы знаем, что есть ангелы-хранители целых областей и народов (Втор. 32, 8; Дан. 10, 13, 20, 21).

Есть ангелы-хранители церквей и христианских об­ществ (Откр. 1, 20). Знаем, как ангелы являлись много­кратно праведникам и даже великим грешникам19, чтобы помочь им в чем-нибудь (Быт. 19, 1, 10-11, 15-22; 31, 10-12; Нав. 5, 13-15; Суд. 13, 3-5; Тов. 5, 4-5; Лк. 2, 9-12).

Но знаем и обратное — как ангелы являлись страшными наказателями за беззаконие (Быт. 19, 21-22; 4 Цар. 19, 35).

В Патерике рассказывается такой случай последнего рода. Передам его вкратце.

Два монаха искали в пустыне некоего великого старца. По дороге к нему, вдали на одной из гор, увидели они как бы человека.

- Братия, братия, — послышалось оттуда.

- Кто ты и что хочешь? — ответили они.

- Скажите авве одному, с которым будете беседовать, чтобы вспомнил о просьбе.

-187-

Найдя старца, они поведали ему об этом случае, и великий рассказал им следующее.

— Этот, которого видели вы, есть ангел Господень. При­ходя сюда, он просил мою немощь: «Моли Господа, чтобы я был восстановлен на мое место, потому что исполнилось уже определенное Богом касательно меня время». Когда же я спросил его: «Что за причина запрещения твоего?», он сказал: «Случилось, что в некотором селении многие люди своими грехами весьма прогневали Бога, и послал Он меня с милостию наказать их. Я же, видя, что они весьма нечес­тивы, нанес им большую язву, так что многие погибли, и за это удален от лица пославшего меня Владыки». Когда же сказал я: «Как могу я молить Бога за ангела?», говорит он: «Если бы не знал я, что слушает Бог ближних рабов Своих, не пришел бы и не беспокоил тебя».

Рассказав сие, блаженнейший отец почил20.

Что из этого следует? При наказаниях надо быть мило­сердным, хотя бы люди и стоили того, чтобы их жестоко на­казывали. «Бог наказывает, а я должен сострадать наказы­ваемым? — спрашивает Иоанн Златоуст и отвечает:

— Да; этого желает наказывающий; Он и Сам не радует­ся, когда наказывает, но также весьма скорбит... не радуйся и ты. Но, скажешь, когда наказываются справедливо, то, конечно, не должно скорбеть? Должно скорбеть о том, что они сделались достойными наказания... Когда кто страдает для венцов, тогда не скорби, как, например, Павел или Петр; но когда кто терпит достойное наказание, тогда плачь, тогда скорби. Так поступали и пророки. Потому один из них и сказал: О, люте мне, Господи, еда потребляв­ши Ты останки Исраилевы! (Иез. 9, 8)

Мы часто видим наказываемых убийц и других пре­ступников и сожалеем и скорбим. Не будем рассудительны чрез меру, но будем милостивы, чтобы и нам быть помило­ванными. Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосер­дие, как человеколюбие. Потому и законы предоставляют всякое наказание палачам, обязывая судью только произ­нести приговор к наказанию, а самое исполнение возлагая на них. Так, хотя бы наказание было справедливо, наказы­вать несвойственно душе любомудрой, но для этого требу­ется кто-нибудь другой. Потому и Бог наказывает не Сам, но чрез ангелов. Следовательно, ангелы — палачи? Да не будет!

-188-

Я не говорю этого; но они — силы, служащие и для исполнения наказания. Когда был разрушаем Содом, все совершено чрез ангелов; когда Египет — чрез них же. Пос­лание, — говорит псалмопевец, — ангелы лютыми (Пс. 77, 49). Но когда нужно было спасти, тогда действует Он Сам. Так, Он послал Сына Своего для спасения рода человечес­кого... Когда нужно было беседовать с Авраамом, то прихо­дит Сам, а когда — идти в Содом, то посылает служителей... И еще: добре, говорит, рабе благий и верный... над многими тя поставлю. Этого восхваляет Сам, а раба лукавого не Сам, но слуги связывают (Мф. 25, 21-30)»21.

Если мы обратимся к церковной истории и особенно к истории монашества, то почерпнем в них бесчисленные сведения о нарочитой заботе о нас ангелов и об их служе­нии в различных случаях и обстоятельствах нашей жизни.

Особенно много примеров подобного рода мы можем найти в среде первых христиан, но встречаются они и в настоящее время22. Чтобы не оставить совсем без иллюс­трации этих положений, приведу здесь хоть первый по­павшийся случай. Так, например, в житии святого мученика Севастиана рассказывается, как один город­ской правитель-язычник, больной, уверовав во Христа, стал сокрушать своих домашних идолов. И ревность его вызвала тотчас же отклик в ангелах. Один из них явился ему и исцелил от болезни. Замечательно продолжение этого рассказа. Начальник хотел было припасть к стопам явившегося и облобызать их, но тот сказал:

- Смотри, не прикасайся ко мне, потому что ты не омыт (еще) святым крещением от идольского смрада.

И стал невидим23.

Сколько здесь поучительного! Ангел любовен и в то же время грозен и строг, снисходителен к смрадному грешни­ку и в то же время недоступен... И как велика благодать святого крещения!..

«Нужно ли говорить что о подвижниках, чуждых миру сему, и об отшельниках? — скажем теперь словами преп. Исаака Сирина24. — Они пустыню соделали градом, обра­тили в селение и обитель ангелов. К ним, по благоустройст­ву жития их, всегда приходили ангелы и, как слуги едино­го Владыки, иногда соратуя, пребывали с теми, которые все дни жизни своей любили пустыню и из любви к Богу име­ли жилища свои в горах, вертепах и пропастях земных (Евр. 11, 38).

-189-

И так как они, оставив земное, возлюбили небесное и соделались подражателями ангелов25, то и сами святые ангелы по справедливости не скрывали за это от них зрака своего и исполняли всякое желание их, по време­нам же являлись им, научая, как надлежит им жить, а ино­гда объясняли то, в чем недоумевали они; иногда же сами святые вопрошали их, о чем надлежало; иногда ангелы на­ставляли на путь тех из них, которые заблуждались; иногда избавляли тех, которые впадали в искушения; иногда, при внезапной беде и угрожающей опасности, исхищали их от этого, спасая, например, от змия или от падения скалы, или от стрелы, или от брошенного камня; иногда, если враг явно на­падал на святых, являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелость, отважность и отраду; а в иное время совершали чрез них исцеления, иногда же исцеляли самих святых, подвергших­ся каким-либо страданиям; иногда телам их, изнемогшим от неядения, прикосновением руки или словами сообщали сверхъестественную силу и укрепляли их; иногда же при­носили им пищу, хлеб и даже овощи или какие-либо другие с хлебом вкушаемые снеди и некоторым из них объявляли время, а иным — и образ их преставления. И нужно ли пе­речислять многое, чем доказывается любовь к нам святых ангелов и всевозможное попечение их о праведных?» Вот несколько примеров, иллюстрирующих сказанное.

1. Об авве Пахомии Великом рассказывали следующее. Несли тело умершего по дороге. Встретив его, авва Пахо­мии видит двух ангелов, сопровождающих мертвого позади носилок. Размышляя о них, святой просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и спросил он их:

— Зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого?

- Один из нас — ангел среды, другой — пятка, — ответи­ли те. — И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа сия не оставляла поститься в среду и пяток, то мы сопровожда­ем труп сей. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа26.

2. Однажды святой Паисий Великий был послан Богом в некое селение обратить в православие одного заблуждав­шегося добродетельного старца, чтобы не пропали труды его.

-190-

Когда святой возвращался домой и приблизился к своей пустыне, внезапно ему в лицо ударил сильный свет. Паисий взглянул и увидел, что вся пустыня его наполнена ангель­скими полчищами. Удивился он и, недоумевая, что бы это значило, стал просить Бога объяснить видение27. И тотчас святой ангел, ходивший всегда с ним, сказал ему:

- Это тебе показал Бог затем, чтобы ты удостоверился, что и в присутствии твоем и в твое отсутствие ангелы пове­лением Его хранят иноков, живущих в этой пустыне, как обещал тебе Сам Владыка28.

3. Рассказывал один из великих древних пустынников про свою жизнь некоему святому.

«Я жил (сначала) в одной Фиваидской киновии, и бы­ло у меня занятие ткача29. И пришел мне помысл: выдь и живи сам по себе, и можно тебе будет безмолвствовать, и принимать странных, и получить больше награды, чем за труды рук твоих. Когда я согласился на помысл30, тотчас и выполнил его на деле. И когда выстроил монастырь31, то были заказывающие мне работу; когда же много собира­лось у меня излишнего, я старался раздавать то бедным и странным. Враг же наш диавол, позавидовав, как и всегда, имеющему быть мне воздаянию, уловил меня тем самым, что тщился я делать против него. Ибо видя некоторую де­вицу, раз уже заказывавшую мне работу, которую я испол­нил и отослал ей, внушил ей сделать мне другой заказ. А потом образовалась привычка и излишняя доверенность, напоследок осязания рук, и смех, и сожительство зачавши, родили грех. Когда же я провел в нем месяцев шесть, по­мыслил в себе: ныне ли, завтра ли, или чрез много лет, подвергшись смерти, я вечное получу наказание. Ибо рас­тливший жену мужнюю по закону подвергается наказа­нию и вечному мучению. Каких же мук заслуживает рас­тливший невесту Христову? Таким образом, убежал я в эту пустыню, оставив все жене. И пришедши сюда, нашел эту пещеру, и этот источник, и это финиковое дерево, на котором плод приносят мне двенадцать ветвей, в каждый месяц — одна ветвь, чего достаточно мне на 30 дней, а по­сле сего созревает другая. По некотором же времени вы­росли мои волосы, и когда износились одежды мои, ими я стал прикрывать нижние части тела».

На этом обрывается первая часть рассказа, объяс­няющая внутренние причины того события, которое слу­жит иллюстрацией для моей темы о попечении ангелов.

-191-

...Отшельник, выслушав эту исповедь, спросил его, не было ли трудно ему вначале? Тот продолжал: «Сначала я весьма страдал, так что на земле лежал от боли печени32 и не мог стоя совершать молитвословие, но лежа на земле взывал к Всевышнему. Когда же я был в пещере в великой скорби и болезни, так что не мог выйти из нее, вижу — во­шел ко мне муж. Он стал вблизи меня и говорит мне: "Чем ты страдаешь?" Я показал ему место. Он же, соединив пальцы руки своей прямо, рассек место как бы мечом и, вы­нув печень, показал мне раны и, рукой соскоблив их, поло­жил в платок, и опять вложил печень, и рукою замазал ме­сто, и сказал мне: "Вот стал ты здоров, работай Владыке Христу как следует". И с того времени я стал здоров и без труда живу здесь»33.

Прекрасно описание произведенной ангелом операции. По виду она похожа на наши хирургические, но какая про­стота, чистота, быстрота! Без наркоза, без крови и пинце­тов, и сам больной — в роли постороннего зрителя... Одним словом, у Бога милости много.

Еще в Ветхом Завете знали о существовании ангелов-хранителей. Патриарх Иаков, благословляя, будучи при смерти, сыновей Иосифа, молится:

«Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благосло­вит отроков сих» (Быт. 48, 16)34.

Также один из друзей Иова, показав, как Бог, желая спасти душу человека от гордости или еще от чего-либо, наказывает его иногда страшными болезнями, доводя его, чтобы тот устрашился и покаялся, до самого края могилы, говорит:

«Если есть у него (у этого человека) ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, Бог умилосердится над ним и скажет: "Освободи его от мо­гилы; Я нашел умилостивление". Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов. 33, 23-25. Ср.: Пс. 90, 11-12).

Но со всею ясностью говорят об ангелах-хранителях но­возаветные свидетельства Самого Христа, Его апостолов и святой Церкви.

Беседуя однажды о том, что только чистые (как дети) сердцем войдут в Царство Небесное и какой величайший грех есть их соблазнить, Господь Иисус Христос заключил Свою речь следующими словами:

-192-

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (по связи речи относится к младенцам не по возрасту, а по зло­бе — 1 Кор. 14, 20, то есть к взрослым, просто и смиренно ве­рующим35. - Еп. Варнава); ибо говорю вам, что ангелы их [οι αγγελοι αυτων, не вообще ангелы — тогда выражение было бы без члена, — а определенные, "их собственные"] на небе­сах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).

Не менее знаменателен и ценен в этом отношении отры­вок из Деян. 12, 1-17. Выпишу только относящиеся сюда стихи, сохраняя все же связность рассказа, чтобы не ли­шать его целостности и благоуханности, веющей от просто­ты первохристианской обстановки.

«...Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу».

По этой молитве ангел Господень выводит его ночью из запертой и сильно охраняемой темницы и оставляет на од­ной из городских улиц.

Св. апостол Петр, «осмотревшись, пришел к дому... где многие собрались и молились. Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, уз­нав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его (ο αγγελος εστιν αυτου). Между тем Петр продол­жал стучать, когда же отворили, то увидели его и изуми­лись. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы».

Подчеркнутые слова показывают, во-первых, что речь здесь идет не вообще об ангеле (см. греческую конструк­цию), например хотя бы выведшем апостола из темницы, а об ангеле личном, ангеле-хранителе, ангеле, приставлен­ном к апостолу Петру и, следовательно, также и к каждому из нас (христиан); во-вторых, что это мнение не единично­го человека, а всей Церкви.

Истину слов Господа и Его учеников доказывают во­очию весьма многочисленные примеры из истории по­движничества и из истории общецерковной.

Так, в житии вышеупомянутого36 уже Паисия Великого рассказывается, что однажды некий брат пришел в пустыню, чтобы повидать его, но застал спящим. В головах же увидел святого ангела-хранителя, прекрасного видом. «Поистине хранит Бог любящих Его!» — сказал в удивлении пришедший и, не дерзнув разбудить спящего отца, так как боялся присутствия ангела, ушел к себе, благодаря Бога37.

-193-

Св. Онуфрий Великий передает, что когда захотел идти в пустыню спасаться и только что вступил в нее, то вдруг увидел пред собою сияющий луч света. Онуфрий испугал­ся и хотел было вернуться уже назад, но услышал из при­ближающегося луча голос:

- Не бойся, я — ангел, ходящий с тобою от рождения твоего. Я приставлен Богом хранить тебя и ныне я получил от Него повеление отвести тебя в эту пустыню...38

Итак, у людей есть ангелы-хранители, как равно, с дру­гой стороны, есть и ангелы-губители, бесы.

Желающему встать на путь спасения надо это хорошо знать и помнить. Как Бог с рождения человека, точнее с крещения, приставляет к нему Своего ангела, так и сатана для соблазна первого назначает к нему одного из своих пад­ших духов. Об этом можно прочесть как у святых отцов-догматистов, так и аскетов39.

Я приведу здесь отрывок из разговора на эту тему меж­ду ангелом покаяния, или «Пастырем»40, и тайнозрителем Ермом, мужем апостольским. Последний так рассказывал об этом:

«Послушай теперь, — говорит он (ангел Ерму), — сперва о вере. Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой.

Я спросил его:

- Каким образом, господин, я могу узнать действия их, когда оба ангела живут со мною?

- Слушай, — говорит, — и разумей. Добрый ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, когда войдет он в серд­це твое, постоянно будет внушать тебе справедливость, це­ломудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый ангел с тобою. Верь этому ангелу и следуй де­лам его. Послушай и о действиях ангела злого. Первее все­го он злобен, гневлив и безрассуден; и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действия его разумей, что это ангел злой.

- Каким образом, — спросил я, — узнаю его, господин?

— Слушай, — говорит он. — Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также, когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство,

-194-

надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобой злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого ангела»41.

Из всего вышеизложенного каждый, думается, уже вы­вел заключение, что ангелы-хранители приставлены не ко всем без исключения людям, но лишь к имеющим «печать Бога живого» (Откр. 7, 2).

Правда, и у язычников и неверных есть ангелы-храните­ли, и их Господь не оставил без попечения, но эти ангелы приставлены по одному ко всему народу, но не к каждому человеку в отдельности. Если же Бог видел, что кто-либо из них нуждается в особом вспомоществовании, то посы­лал и особого ангела, как, например, к язычнику Корнилию (Деян. 10, 2-4, 22, 34, 35). Но иметь постоянно ангела-хра­нителя — преимущество одних верных христиан.

Некоторые подробности относительно этого мы можем почерпнуть из слов (произнесенных, в общем, по иному по­воду) рассудительнейшего мужа святого Иоанна Лествич-ника, который сам сказал однажды про себя: «(Ангел) про­свещал меня, когда я жаждал больших откровений»42. Сле­довательно, слова его — не догадки, а сама истина. Препо­добный говорит:

«...совесть есть слово и обличение ангела-хранителя, данного нам при крещении. Посему-то мы и примечаем, что не просвещенные крещением не столько бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные, но как-то неясно»43.

Иными словами: у не просвещенных святым крещением сего ангела нет. Почему так? Без сомнения, потому же, поче­му ангелы-хранители отходят иногда и от самих христиан44.

«Когда человек пребывает в гордости, — говорит святой Исаак Сирин45, — тогда удаляется от него промыслитель-ный ангел, который близ него и возбуждает в нем попече­ние о праведности. И когда человек оскорбит сего ангела, и он удалится, тогда приближается к человеку чуждый (то есть бес. — Прим. переводчика), и с того времени нет уже у него никакого попечения о праведности».

В другом месте тот же святой, убеждая одного брата оберегаться от блудного демона, пишет: «Умоляю тебя лю-бовию наблюдать, чтобы враг, вместо сладостного размыш­ления (о Кресте Христовом и любви ко Господу. — Прим. еп. Варнавы) и дерзновения пред Богом,

-195-

не стал во время бодрствования твоего наполнять душу твою многими меч­тами, а во время сна твоего пленять ее нелепыми грезами, зловония которых не терпят святые ангелы Божий»46.

«Молись, — убеждает поэтому святой отец каждого еще в ином месте, — чтобы не отступил от тебя ангел целомуд­рия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним»47.

В заключение необходимо сказать несколько слов о по­читании ангелов.

Как их не почитать? Особенно, как не почитать каждо­му своего ангела-хранителя?!

Он всегда печется о пас, помогает нам — как его не бла­годарить? Он может оставить нас за грехи — а мы грешим со сладостью, — как же его не умолять? Неужели мы долж­ны остаться бесчувственными в отношении лица, которое глаз с нас не спускает, следит за каждым движением демо­на, ищущего нас поглотить каждую секунду? (1 Петр. 5, 8.) Неужели не должны почитать ангела-хранителя своим це­ломудренным житием, раз он не оставляет нас никогда, ни в каких случаях? Оставаясь наедине с самим собой, мы не одни, а с нами остается он — хранитель. Я уже не говорю о Боге. А иначе, как же ангел будет защищать нас на мытар­ствах от клеветы бесов? Хотя мы и тяжко и много грешим, они могут наговорить на нас еще больше... Итак, подумай, читатель, о сем и об ином прочем, касающемся твоего анге­ла-хранителя, который смотрит сейчас, как ты читаешь, се­рьезно ли принимаешь к сердцу святые слова церковных преданий и Самого Господа или сомневаешься в них, почи­таешь их за легенды, сказки, миф... Не заставляешь ли ты его удаляться от себя и плакать вдали о твоей погибели? То же должен сказать и каждый из нас, и я о себе. Поэтому святая Церковь и влагает в наши уста такие молитвы и пес­нопения к ангелам48:

Избавитися мне страстей содержания,

О, Херувими и Серафими,

Силы, Власти, Ангели, Архангели,

Начала же, и Престоли, и Господствия,

Христа молите прилежно!..

***

Ныне, яко пчелы сот,

Невидимо окружают мя

Богомерзцыи губителие-демони...

Покрый мя, хранителю мой,

Якоже покрывает орел птенцы своя!

-196-