Редакции произведений Скарлатти.

Публикация полного собрания сонат Скарлатти началась только в первом десятилетии XX века (итальянской фирмой Рикорди). В 1906 издательство «Рикорди» опубликовало 11 томов сонат Скарлатти под редакцией А. Лонго. Композитор и пианист Алессандро Лонго (1864—1945)— «сомкнул» их в «сюиты» по нескольку произведений в каждой (он же издал в 1936 тематический указатель сочинений композитора). Хронологический принцип создания сонат при этом выдержан не был. Текст, согласно распространенной тогда манере редактирования сочинений старых мастеров, испещрен многочисленными оттенками исполнения, которые в настоящее время представляются чрезмерно обильными и «модернизирующими» стиль композитора.

С учетом издания Рикорди и некоторых других публикаций были осуществлены последующие редакции сонат Скарлатти, в том числе в Советском Союзе А. Гольденвейзером, а затем А. Николаевым и И. Окраинец. Редакции эти имеют инструктивный характер, но текст их не столь насыщен «вилочками» и другими деталями исполнения, как в редакции Лонго, что отражает общую тенденцию к большей простоте исполнения классиков, усиливавшуюся на протяжении XX века.

В последние десятилетия в исполнительской практике возрос интерес к Уртекстам сочинений Скарлатти. Ознакомлению с ним призваны служить собрания Кёркпатрика, в котором приведены в хронологическом порядке 555 сонат. Кёркпатрик исправил ряд ошибок, сделанных Лонго и им самим. Он доказал, что по меньшей мере 400 сонат Скарлатти расположены в первоисточниках так, что несомненным становится стремление автора группировать сонаты в диптихи и триптихи (Лонго рассматривал все сонаты как отдельные пьесы). Кроме сонат, в каталоге Кёркпатрика значатся 14 опер, 9 ораторий, серенад и прочих сочинений на случай, 16 камерных кантат и арий и 13 духовных композиций.

Среди Уртекстов отметим ещё «200 сонат» Скарлатти, опубликованные в Венгрии (подготовил к печати Г. Балла, Будапешт, 1977—1979). Сочинения расположены здесь в хронологической последовательности согласно каталогу Кёркпатрика и дают возможность наглядно проследить осуществление композитором принципа их парной группировки.

Среди некоторой части исполнителей еще бытует односторонний интерес к музыке Скарлатти: его наследие привлекает их, прежде всего, с точки зрения различных виртуозных эффектов, которыми оно так богато. Иногда и педагоги обращаются к сочинениям итальянского мастера лишь с целью воспитания определенных качеств, недостающих ученикам, и, по существу, рассматривают его творчество с чисто инструктивной точки зрения.

Такое отношение к Скарлатти глубоко ошибочно. В действительности, это один из выдающихся классиков, сочинения которого являются не только исключительно полезной школой пианизма, но и заключают в себе самобытный, богатый мир художественных образов. Сонаты Скарлатти надо изучать систематически еще в учебных заведениях, знакомить ученика с различными их типами. Тогда молодой исполнитель сможет по-настоящему оценить всю многогранность искусства великого итальянского композитора: сочность народного колорита, изумительную даже для современного слуха, смелость гармонического языка, изящество и виртуозный блеск, поэтичность лирики, черты подлинного драматизма и героики.

Сегодня сонаты Доменико Скарлатти считаются одними из самых оригинальных произведений, когда-либо написанных для клавишных инструментов.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, и Владимир Горовиц.

Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепиано.