Различие между отцами Церкви.

Отношение святых отцов к Священному Писанию

Отцы, однако, не столь непогрешимы, как святые апос­толы (Гал. 1, 8; 1 Сол. 2, 3-4). Они имеют меньшую степень озарения и силы Св. Духа, в свою меру каждый.

Отсюда у них закон: проверять себя и других Свящ. Пи­санием.

«И мне не верь, - говорит св. Кирилл Иерусалим­ский, — когда говорю тебе просто, когда не будешь иметь доказательства на слова мои из Писания, ибо твердость на­шей веры зависит не от слов отборных, а от доказательств от Писания». «Если бы и мертвый восстал, если бы и ангел сошел с неба, более всего надобно верить Писанию, — вто­рит ему св. Иоанн Златоуст, — ибо оно устроено Господом ангелов, Господом мертвых и живых».

-156-

Св. Василий Великий поверял Писанием мысли св. Гри­гория Чудотворца и св. Дионисия Александрийского; св. Григорий Нисский о сочинениях самого св. Василия Вели­кого выразился так: «Писания Василия — редкость и не уступают никаким памятникам, кроме Нового Завета, который написан под руководством Духа Божия».

Церковные писатели и учители.

Есть разница — в отношении духовных дарований -и между самими отцами: звезда бо от звезды разнствует во славе (I Кор. 15, 41). Древние же учителя, в которых исто­рия не отличила никаких особенных добродетелей и чьи писания не показывают близости ума их к уму Христову (1 Кор. 2, 16), по справедливости должны быть названы только церковными писателями, но не отцами Церкви. Са­мые выдающиеся из них именуются церковными учителя­ми (как, например, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан и др.). Есть еще лица, которые хотя и не про­славлены Церковью в числе святых, но пользуются от нее уважением за свою высокую образованность и подвижни­ческую жизнь. Их называют знаменитейшими учителями Церкви, иначе — блаженными отцами или учителями и по­ставляют вслед за святыми отцами. Таковы, например, па­триарх Фотий, Феофилакт Болгарский, Марк Ефесский.

Титул «учитель» дает иногда Церковь и святым отцам и даже прославленнейшим, но в исключительных случаях, в качестве похвального наименования, например святым Мефодию и Кириллу, просветителям славян, и в особенно­сти святым Василию Великому, Григорию Богослову и Ио­анну Златоусту, которых Церковь именует «вселенскими великими учителями».

Еще замечание. Все отцы, к какому бы веку ни принад­лежали, имеют одного и того же Св. Духа, Который в Церк­ви пребывает во век (Ин. 14, 16). «Время, — говорит св. Афанасий Великий, — не делает никакого различия между нашими учителями; древнейшие не важнее позднейших: все равно они отцы». Период отцов, следовательно, не кон­чается ни в VI, ни в XIII, ни в XX столетии, а пребудет до скончания века.

-157-