Книг Свящ. Писания
Происхождения и существования Библии
VII. Несколько страниц из истории
Нынешнее число, наименование и разделение
Прежде чем знать, как написались и составились книги Свящ. Писания, нужно православному христианину знать их число и наименование. И знать не как-нибудь, а так, как приняла это святая Церковь.
Итак, всех книг «древнейшей еврейской мудрости»153, то есть Ветхого Завета, двадцать две, по числу букв еврейского алфавита154.
Чтобы понять известные слова Христа у евангелиста Луки (24, 44), сказанные ученикам: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (ср.: Мф. 5, 17; 7, 12; Лк. 20, 42 и др.), нужно знать, что эти 22 книги не такое имеют разделение в еврейской Библии, как в греческой, славянской и русской. Иудеи при разделении руководствовались степенью важности и значения отдельных книг, а в переводе греческом или славянском за принцип деления взята однородность их содержания. Оттого еврейская Библия разделяется на три главных отдела: Закон (תורה, тора), Пророки (נביאיס, невиим) и Писания (כתוביס, кетувим: агиографы); последний отдел, ввиду того что на первом его месте стояла Псалтирь, в которой находится большинство мессианских пророчеств (сравнительно с прочими книгами этого же отдела), назывался, как видно из приведенных слов Христа, еще «Псалмами». Греко-славянская же Библия имеет четыре отдела, состоящих из книг законоположительных, исторических, учительных и пророческих.
Наглядно число канонических книг и разделение их видны из следующей таблицы:
-139-
Еврейская Библия | ||
I. Закон («Тора») | 1. Бытые 2. Исход 3. Левит 4. Числа 5. Второзаконие | |
главные или раннейшие («Ризоним») | 6. Иисус Навин 7. Судей и Руфь155 8. 1 и 2 книги Самуила 9. 1 и 2 книги Царств | |
II. Пророки («Невиим») | позднейшие(«Ахароним») | великие пророки 10. Исайя 11. Иеремия. Кн.. Плач.155 малые пророки 13. Осия Иоиль Амос Авдий Иона Михей Наум Аввакум Софония Аггей Захария Малахия |
III. Писания («Кетувим») | 14. Псалмы 15. Притчи Соломона 16. Иов 17. Песнь Песней 18. Екклесиаст 19. Есфирь 20. Даниил 21. Ездра и Неемия 22.1и2 Паралипоменон |
Греческая, славянская, русская Библия | |
I. Закопоположительные | 1. Бытие 2. Исход 3. Левит 4. Числа 5. Второзаконие |
II. Исторические | 6. Иисус Навин 7. Судей и Руфь 8. 1 и 2 Царств 9. 3 и 4 Царств 10. 1 и 2 Паралипоменон 11. Ездры и Неемии 12. Есфирь |
III. Учительные | 13. Иов 14. Псалтирь 15. Притчи Соломона 16. Екклесиаст 17. Песнь Песней |
IV. Пророческие | 18. Исайя 19. Иеремия 20. Иезекииль 21. Даниил 22. 12 малых пророков |
Остальные книги считаются неканоническими. Таковы: исторические — Вторая Ездры, Товит, Иудифь, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские; учительные — книги Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова; пророческие Послание Иеремии, Варух и Третья Ездры. Кроме того, неканоническими считаются следующие отделы в канонических книгах: псалом 151, молитва Манассии (в конце Второй книги Паралипоменон);
3, 25-95; главы 13 и 14 книги пророка Даниила и 1, 1; 3, 13;
4, 17; 5, 1-2; 8,12; 10, 3 книги Есфирь, то есть стихи, которых нет в еврейском тексте.
Неканонические книги, хотя составляют часть Свящ. Писания, то есть включаются в список богодухновенных книг, однако не богодухновенны. Правилом 85 святых апостолов они помещаются среди «чтимых и святых». Св. Афанасий Великий говорит про них, что их «установлено отцами читать вновь приходящим и желающим огласиться словом благочестия»156. Такое отношение к ним Церкви осталось и по сию пору . Из них бывают обычно чтения (паремии) за великой вечерней, именно: из Премудрости Соломона, гл. 2-5, 10 и книги пророка Варуха, гл. 3-4; песнь отроков (Дан. 3, 24-90) ежедневно воспевается на утрени и служит канвой для всего разнообразия песней седьмой и восьмой канонов; молитва царя Манассии (2 Пар. 36) читается на великом повечерии и т. д. Итак, если неканонические книги годны для назидания верующих в Церкви, то отпадает вопрос о полезности их домашнего употребления. Презирать их нельзя.
В Новом Завете 27 книг, и все они канонические. Они также делятся на законоположительные: четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна); исторические: Деяния святых апостолов; учительные: семь соборных посланий (Иакова [1], Петра [2], Иоанна [3], Иуды [1]) и четырнадцать посланий апостола Павла (Римлянам, Коринфянам [2], Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фес-салоникийцам [2], Тимофею [2] , Титу, Филимону, Евреям); пророческие: Откровение Иоанна Богослова.
-141-