IV. Дальнейшее развитие предыдущих мыслей св. Симеона Нового Богослова и указание, как приложить их на первых порах к самому делу

Глубокое и важное богословское рассуждение преп. Си­меона требует того, чтобы содержание его было раскрыто яснее и несколько проще,

-80-

приближено к нашему времени, снабжено для этого соответствующими примерами, постав­лено в связь с интересующими наш век вопросами (наука­ми) и, наконец, восполнено для новоначальных известными правилами, помогающими продвигаться по тому пути мис­тического познания Библии, о котором говорит св. отец.

1. Библия дана нам для спасения, а не в качестве пособия и руководства по естественно-историческим наукам.

Епископ Феофан, затворник Вышенский, духовный муж и ученый истолкователь Свящ. Писания, достойный подражания, сказал однажды: «Писание не знает научного исследования в видах голого знания: у него речь все о жиз­ни и об устроении ее. Ученое исследование порождено беспечностью о жизни, чтобы прикрыть этою видимостью праздное свое безделье»37.

Вот слова, для многих и многих ученых профессоров-экзегетов являющиеся смертным приговором. Но обратим­ся к самим словам.

Действительно, тому, кто сподобился увидеть бесчис-ленность своих грехов, кто прочувствовал весь тот ужас и строгий ответ, какой придется ему дать по смерти на Страшном Суде не только за свои дела, но и за каждый помысл, кто крепко уверовал, что Библия — не творение рук человеческих, а Слово Самого Страшного и Непости­жимого Бога, Которое будет судить его в последний день (Ин. 12, 48), — тому уже в голову не придет любопытст­вовать и проверять библейские данные по черепкам египто-ассириологических музеев, по предметам с навозных свалок так называемых доисторических эпох (материалы геологии и палеонтологии), сравнивать бесхитростные изречения Библии с «новейшими» «научными» данными и выводами астрономии, ботаники, биологии, зоологии и проч. и проч., или браться с нечистым сердцем и срамны­ми мыслями в голове за исследование существа догматов веры и благочестия.

У него нет времени для этого, нет и дерзновения...

«Брат! Увы и горе роду нашему, что мы оставили и что исследуем, о чем стараемся и обо что претыкаемся, — с ве­ликим плачем отвечал божественный и дивный во святых Варсанофий Великий38, который мог и дождь низводить на землю, и мертвых воскрешать, когда один из учеников, ув­лекшись модными тогда гностическими и оригенистскими теориями, задал ему вопрос о предсуществовании душ и апокатастасисе.

-81-

— Оставили мы правые пути и хотим ид­ти по стропотным, чтобы и на нас исполнилось слово Пи­сания: Горе оставляющим пути правые, еже ходити в пу­тях стропотных (Притч. 2, 13). Поистине, брат, я оставил плач о самом себе и плачу о тебе. Во что ты впал? Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего. Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля со­трясается, как они хотят исследовать непостижимое!.. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат. Это — слова людей празд­ных. Это — порождения прелести, ибо сказано: Глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1, 22)... Судить о сем не мое и не твое дело. Время дано нам для того, чтобы иссле­довать наши страсти, плакать и рыдать о них...»

Писание, повторяем, дано нам Богом не для пополнения и укрепления наших так называемых научных знаний о внешнем мире, а для спасения нашей души от осуждения ее в геенском огне вечном. Библия дана нам для того, что­бы мы ее читали и перечитывали и всеми силами выиски­вали, что есть и осталось в нас противного воле Божией, как возникают и одолевают нас помыслы, как действуют в нас худые навыки, как можем от них избавиться… Речь все о таких предметах, которые руками не пощупаешь и_в музеях под стеклянным колпаком не увидишь.

2. Душевные качества и внешние правила, необходимые человеку для понимания внутреннего смысла Писания.

Следовательно, чтобы понять Священное Писание, на­до к исследованию его подходить с другими, как говорят в ученых книжках, методами и избрать иной путь к его ра­зумению. Не нужно для этого кончать непременно универ­ситет, или даже духовную академию, или то и другое вмес­те, не требуется быть ученым химиком, или философом, или даже дипломированным богословом, но необходимо быть чистым душой, ибо в злохудожну душу не внидет пре­мудрость (Прем. 1, 4) — предупреждает само Слово Божие. Такой человек будет изучать только букву Писания, логи­ческие и грамматические взаимоотношения между отдель­ными словами и фразами, внешнюю жизнь, национально-еврейскую или хотя бы общечеловеческую, и тому подоб­ное, но истинного смысла, относящегося к сокровенным тайнам спасения, смысла, выясняющего, в чем сущность и назначение всей видимой и умосозерцательной твари и какова природа Самого Творца и Спасителя, — таковой человек никогда не постигнет.

-82-

Ведь если Библия есть творение Самого Бога, то, понят­но, надо уподобиться прежде Богу и освободиться от недо­статков падшей человеческой природы, чтобы сделаться способным воспринимать в Писании все божественное, а не человеческое. Не так ли и у нас в житейском быту? Чтобы понять курс высшей математики, читаемый профес­сором, надо выучиться сперва арифметике, потом алгебре, геометрии и т. д. и притом просидеть не меньше, чем во­семь-десять лет на скамейке низшего и среднего учебного заведения, прежде чем получить право переступить порог «Святилища Высшей Науки», как гордо и выспренне выра­жаются некоторые из переступивших уже его.

Другой пример. Чтобы смаковать рокфорский или лимбургский сыр с червями (который поэтому готовят и едят чуть ли не в темноте!) и приходить в восторг и возбужде­ние от haut gout* (* высокий вкус (франц.) легкого запаха и привкуса, который при­нимает не совсем свежая, полутухлая дичь, устрицы и проч., — от того, о чем в просторечии говорят: «попахива­ет»), для всего этого нужно сперва развить в себе «утончен­ный» вкус пресыщенного гастронома или гурмана, да, кста­ти, и соответствующий желудок. Тогда можно находить удовольствие самому во всем этом и понимать сладострас­тие других при занятии такими вещами.

Итак, сродное воспринимается сродным. Творение Св. Духа познается боголепным человеческим духом. Нужно начисто отмыть слезами покаяния внутреннюю сткляницу души от всей грязи и нечистоты, от всех плотских похотей и срамных помыслов, чтобы стать достойным восприятия благоуханного мира духовного и благодати, заключающих­ся в словах Писания. Кратко сказать, чтобы понимать над­лежаще Священное Писание и самому его толковать, нужно вести подвижническую и святую жизнь. А до тех пор чело­веку необходимо держаться следующих общих правил, что­бы не впасть в прелесть бесовскую и самомнение.

Как дневное молитвенное правило, в виде известного отрывка определенной меры (конечно, с благословения сво­его духовного отца), Свящ. Писание следует читать, стоя пред иконами, всего лучше после утренних молитв.

-83-

Пред тем, как начать чтение, надо сотворить крестное знамение, прибегнуть к Богу с какой-либо мысленной молитвой, чтобы Господь просветил сердечные очи к познанию Его святой воли, и начинать чтение отнюдь не спеша, с благо­говением, наблюдая, чтобы каждое слово дошло до сердца. Прочтя зачало, главу или две, сколько завещано старцем, должно поцеловать прочитанное место, положить с крест­ным знамением поклон и с Богом совершать свое послу­шание и домашнее дело. «Очень полезно заниматься чте­нием Слова Божьего в уединении и прочитать всю Библию разумно, — говорит преп. Серафим Саровский39. — За од­но таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но исполняет его дара разумения... Чтение Слова Божьего должно быть про­изводимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего уг­лублен был в истины Свящ. Писания и принимал от сего в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого сло­ва...» Но прежде чем начинать чтение всей Библии с пер­вой страницы до последней, нужно хорошо изучить — а не просто прочитать — весь Новый Завет и Псалтирь.

«Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, - говорит преп. Серафим Саров­ский, — что делать должно стоящему: от сего бывает про­свещение в разуме, который изменяется изменением боже­ственным» 40.

Чего не поймешь пропусти, поймешь в другое время. Даже технические трудности (непонятные славянские ре­чения, неудобопонятный и неясный перевод, чуждый оборот речи и проч.) не должны отвлекать при чтении внимание и тянуть к справкам для своего разъяснения. Лучше после справиться и поискать разрешения недоумения. Да вовсе и не требуется, чтобы человек все понимал, особенно на первых порах. Если ты даже не поймешь чего-нибудь, то за­то огненную силу слов Писания хорошо поймут бесы, кото­рые окружают тебя, если ты только с верою и благоговени­ем произносишь сии слова. За эту твою веру и благочестие Господь сделает то, что Слово Его в устах твоих и в сердце твоем сделается огнем и обоюдоострым мечом, истребляю­щим страсти и худые помыслы и прогоняющим невидимо злых демонов.

-84-

Не о том, чтобы понимать Писание, старать­ся нужно, а чтобы сердцем насыщаться им как некоей пи­щей. Слова пророка Давида — коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим... слаждшия паче меда и coma (Пc. 118, 103; 18, 11) — имеют не переносный смысл, как естественно мог бы подумать знающий только свет­скую беллетристику, не в смысле простого риторического украшения или сравнения речи употреблены, а означают некое духовное состояние таинственного и превосходней­шего насыщения человека при чтении Священного Писа­ния, — но человека, конечно, возгнушавшегося уже пищею и сладостями мирскими.

Если человек серьезно дорожит своим спасением и своей душой, то, начав читать Новый Завет и Псалтирь (напри­мер, по главе из первого и по псалму, кафизме из последнего ежедневно), он должен, по крайней мере, в продолжение од­ного года отбросить все другие книги (разве род занятий обязывает к чему-нибудь таковому). Ему нельзя ничего чи­тать: не только светских книг легкого содержания или на­учных, но даже и духовных по богословским вопросам. Нельзя и толкований читать. Достаточно с него будет, если он прочтет аввы Дорофея Душеполезные Поучения и Лествицу преп. Иоанна. Если же прибавить жития святых, то их жизненный опыт будет лучшим комментарием на читаемое Свящ. Писание. И это есть духовная диета. Она не только у мирских врачей практикуется, но у духовных она еще нужнее.

После продолжительного молитвенно-благочестивого подвига (ибо как назвать иначе!) чтения св. Библии от­крываются в некоторую (у каждого в свою) меру душевные очи у человека, и он начинает различать, что есть добро и что — зло. Доселе же пусть он будет уверен, что был в потемках, если не в полной тьме, хотя бы изучил всех философов мира. Но свет ему откроется только в том слу­чае, если он ведет жизнь во Христе, чистую и смиренную, в полном послушании Церкви, ни на йоту не отступая от ее соборных определений и подкрепляясь ее таинствами.

После того как у человека открылась по благодати Божией (а не от естественного запоминания и изучения свя­щенного текста) способность понимать и рассуждать, тогда он, по указанию святого старца, может прочесть еще других отцов Церкви, соответствующих его духовному возрасту.

-85-

Вместе с тем он может понемногу останавливать со смирением свой внутренний взор на красоте неизреченно­го света, который начинает ему светить из букв Свящ. Пи­сания, вникать в его таинственный смысл и наслаждаться, и радоваться его приятностью.

• А затем — праведнику уже закон не лежит (1 Тим. 1,9). Такие люди и с отрицательных, нечестивых и еретических сочинений, как пчела с ядовитых цветов, собирают душис­тый и сладкий мед полезных знаний и опытности.