Из истории создания рукописи. 208

Виды и размеры грехов. Страсть. Порочность. 178

Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха. 178

Управление ею. 175

О вожделевательной силе души (чувствах). 175

Схолия. 171

Состояние разумной силы души (ума). 145

Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной. 144

Отдел III. «Душевный человек в борьбе со страстями». 144

На бессловесную и неодушевленную природу. 139

Зло физическое. Распространение следствий грехопадения. 139

Ветхий, душевный, перстный, плотской человек. 136

Следствия грехопадения в нас самих. 136

Грех первородный. 128

Понятие о грехе и важность его. Оброки греха. 128

Зло нравственное. О грехопадении прародителей. 128

Злой дух по своему внешнему виду и существу. 120

Откуда диавол? Зло онтологическое. 117

Служебное значение ангелов. Ангелы - хранители. 108

Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов. 106

О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах. 96

А. Священное Писание. 30

Положительный источник богопознания. 29

Мир и человек, как свидетели творческого величия. 25

Отрицательный источник богопознания. 25

Понятие о естественном богопознании. 16

Отдел I. О трех степенях богопознания. 15

Глава 1. Естественное богопознание. 16

Глава 2. Источники естественного богопознания. 25

Б. Священное Предание.*. 91

Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. 96

Выводы (об ангелоявлениях). 106

Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической. 144

Выводы.. 169

Приложение О сне и бодрствовании. 172

Комментарий составителя. 208

 

От составителя.

 

Семьдесят четыре года в стране, называвшейся когда-то Россией, коммунизм

пытался насилием и страхом изменить природу человека. Принципы атеистического гуманизма закономерно привели к созданию такого исторического фено­мена, как фантастическое советское ми­ропонимание, в котором производствен­ные вопросы сделались средоточием нравственной жизни, гордость и мечтательность считались показателями внутренней силы, а коллектив всюду ниве­лировал малейшие проявления личностного начала. Само­сознание советского человека оказалось разрушительным для основ жизни и поставило наше общество перед опасно­стью физического и нравственного вырождения. Почти семьдесят лет назад епископ Варнава (Беляев), ученик вы­дающихся старцев Варсонофия Оптинского и Гавриила Спасоелеазаровского, исповедник веры, один из тех, кого сейчас называют «новомучениками», завершил свой мону­ментальный труд «Основы искусства святости. Опыт изло­жения православной аскетики», первый том которого вы­ходит из печати на исходе XX столетия.

Двадцатые годы, годы создания книги, — это и беспо­щадные Соловки, и бессудные расстрелы, варварское раз­рушение храмов и одновременно элементы политического и экономического послабления, допущенные кремлевским режимом. Почти физически в обществе ощущалось при­ближение еще большей катастрофы, беспросветного мрака. И вот в это-то время среди гонений, обрушившихся на Церковь, епископ Варнава пишет книгу, обращенную к бу­дущему — тому будущему, в котором российский человек начнет строить жизнь на началах самоограничения и по­каяния.

«Основы искусства святости» способствуют выработке православного миросозерцания, возвращают к духовному реализму святых отцов, помогают приобретению навыков внутренней культуры. И поэтому именно сейчас, как ни­когда, эта многогранная полифоническая книга нужна но­вой, возрождающейся России.

-5-

В XIX веке в России трудились выдающиеся аскетичес­кие писатели, святители Игнатий (Брянчанинов) и Фео­фан Затворник, но их книги были посвящены отдельным аскетическим темам, не давая систематического изложения принципов аскетики. Лишь в начале XX столетия ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Позде-евский) создает курс лекций, представляющих собой, по сути, введение в Аскетику как науку о духовной антропо­логии. «Основы искусства святости» и являются изложе­нием самой этой науки.

У истоков издаваемой книги стоит благословение стар­ца Алексея (Соловьева) (того самого, кто наитием свыше вытянул в Семнадцатом году жребий патриаршества, ука­завший па св. Тихона).

Книга не смогла бы выйти в свет без самоотверженной помощи тех, кто ее хранил, прятал, переписывал. Особая заслуга в ее сохранении принадлежит инокине Серафиме (Ловзанской). Приношу благодарность за многолетние труды по подготовке рукописи к изданию Дьяковой И. 3., атакже Чапковскому И. М. за организационную помощь, и, конечно же, нижегородскому православному Братству во имя святого благоверного князя Александра Невского, которое взяло на себя труды по ее изданию.

-6-