Из истории создания рукописи. 208
Виды и размеры грехов. Страсть. Порочность. 178
Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха. 178
Управление ею. 175
О вожделевательной силе души (чувствах). 175
Схолия. 171
Состояние разумной силы души (ума). 145
Святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной. 144
Отдел III. «Душевный человек в борьбе со страстями». 144
На бессловесную и неодушевленную природу. 139
Зло физическое. Распространение следствий грехопадения. 139
Ветхий, душевный, перстный, плотской человек. 136
Следствия грехопадения в нас самих. 136
Грех первородный. 128
Понятие о грехе и важность его. Оброки греха. 128
Зло нравственное. О грехопадении прародителей. 128
Злой дух по своему внешнему виду и существу. 120
Откуда диавол? Зло онтологическое. 117
Служебное значение ангелов. Ангелы - хранители. 108
Ангелы. Создание ангелов. Природа добрых духов. 106
О Боге Едином в Самом Себе и троичном в лицах. 96
А. Священное Писание. 30
Положительный источник богопознания. 29
Мир и человек, как свидетели творческого величия. 25
Отрицательный источник богопознания. 25
Понятие о естественном богопознании. 16
Отдел I. О трех степенях богопознания. 15
Глава 1. Естественное богопознание. 16
Глава 2. Источники естественного богопознания. 25
Б. Священное Предание.*. 91
Отдел ΙΙ. О предметах религиозного познания. 96
Выводы (об ангелоявлениях). 106
Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической. 144
Выводы.. 169
Приложение О сне и бодрствовании. 172
Комментарий составителя. 208
От составителя.
Семьдесят четыре года в стране, называвшейся когда-то Россией, коммунизм
пытался насилием и страхом изменить природу человека. Принципы атеистического гуманизма закономерно привели к созданию такого исторического феномена, как фантастическое советское миропонимание, в котором производственные вопросы сделались средоточием нравственной жизни, гордость и мечтательность считались показателями внутренней силы, а коллектив всюду нивелировал малейшие проявления личностного начала. Самосознание советского человека оказалось разрушительным для основ жизни и поставило наше общество перед опасностью физического и нравственного вырождения. Почти семьдесят лет назад епископ Варнава (Беляев), ученик выдающихся старцев Варсонофия Оптинского и Гавриила Спасоелеазаровского, исповедник веры, один из тех, кого сейчас называют «новомучениками», завершил свой монументальный труд «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики», первый том которого выходит из печати на исходе XX столетия.
Двадцатые годы, годы создания книги, — это и беспощадные Соловки, и бессудные расстрелы, варварское разрушение храмов и одновременно элементы политического и экономического послабления, допущенные кремлевским режимом. Почти физически в обществе ощущалось приближение еще большей катастрофы, беспросветного мрака. И вот в это-то время среди гонений, обрушившихся на Церковь, епископ Варнава пишет книгу, обращенную к будущему — тому будущему, в котором российский человек начнет строить жизнь на началах самоограничения и покаяния.
«Основы искусства святости» способствуют выработке православного миросозерцания, возвращают к духовному реализму святых отцов, помогают приобретению навыков внутренней культуры. И поэтому именно сейчас, как никогда, эта многогранная полифоническая книга нужна новой, возрождающейся России.
-5-
В XIX веке в России трудились выдающиеся аскетические писатели, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, но их книги были посвящены отдельным аскетическим темам, не давая систематического изложения принципов аскетики. Лишь в начале XX столетия ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Позде-евский) создает курс лекций, представляющих собой, по сути, введение в Аскетику как науку о духовной антропологии. «Основы искусства святости» и являются изложением самой этой науки.
У истоков издаваемой книги стоит благословение старца Алексея (Соловьева) (того самого, кто наитием свыше вытянул в Семнадцатом году жребий патриаршества, указавший па св. Тихона).
Книга не смогла бы выйти в свет без самоотверженной помощи тех, кто ее хранил, прятал, переписывал. Особая заслуга в ее сохранении принадлежит инокине Серафиме (Ловзанской). Приношу благодарность за многолетние труды по подготовке рукописи к изданию Дьяковой И. 3., атакже Чапковскому И. М. за организационную помощь, и, конечно же, нижегородскому православному Братству во имя святого благоверного князя Александра Невского, которое взяло на себя труды по ее изданию.
-6-