Е. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ

(а) Методика преподавания

32.42. Методика преподавания различна в разных странах, разных университетах и у разных преподавателей. Нет единой методики, приемлемой для всех инструкторов, как нет единой методики работы со всеми категориями студентов. Однако в области права существуют два различных основных подхода, которые часто используются. Это методика наглядного обучения и методика проблемного обучения.

32.43. Методика наглядного обучения. Учебные материалы, которые являются достаточно хорошо известными и широко используемыми в юридических колледжах университетов Соединенных Штатов и Соединенного Королевства, основаны на принципах обычного права с их наложением на законы, административные инструкции и толкования судебных решений. Преподавание такого законодательства обычно осуществляется через традиционный «метод примеров» и требует определенного дисциплинарного подхода со стороны преподавателей и студентов. Эта методика известна и в других странах, но не может в них применяться по различным причинам. Некоторые из этих причин объясняются тем фактом, что природа правовой системы, которая существует в различных странах Европейского континента и оказывает влияние на ряд стран франкоговорящей Африки, стран Латинской Америки и, в некоторой степени, Азии, не отвечает этой методике преподавания. Использование таких учебных материалов, посвященных интеллектуальной собственности, требует, чтобы курс был построен на основе именно таких принципов обычного права, законов, инструкций и судебных решений, и часто требует детального объяснения именно таких принципов, с тем чтобы они могли быть поняты в свете источников права в рамках правовой системы в соответствующей развивающейся стране.

32.44. Методика проблемного обучения. Это является другим подходом, завоевывающим популярность даже в странах обычного права. В соответствии с проблемным подходом преподаватель будет описывать конкретный набор обстоятельств, которые вызывают интересные правовые проблемы. От студентов будет требоваться применять соответствующие принципы закона для анализа и решения такой проблемы. Это требует от студента не только знания закона, но также усилий по осмыслению всех аспектов таких обстоятельств и применения закона для достижения должного результата. По общему мнению специалистов, которые рассматривали вопрос о методиках преподавания, в частности рабочая группа, учрежденная совместно ВОИС и АТРИП, имеется возможность в международном плане представить примеры и модели ситуаций, отражающих вопросы интеллектуальной собственности и каким образом разрешаются эти ситуации в различных правовых системах.

(b) Оценка эффективности

32.45. Одним из наиболее важных и эффективных инструментов в преподавания, хотя и часто упускаемым из вида, является инструмент, известный как «оценка эффективности». Наиболее часто применяемый метод оценки эффективности — заключительные экзамены — слишком часто рассматривается как инструмент для оценки только студента. Фактически это превосходный инструмент также и для оценки преподавателя. Одним из способов использования экзамена в качестве инструмента оценки преподавателя является формулирование преподавателем перечня конкретных целей в начале курса и подготовка экзаменационных вопросов так, чтобы убедиться, были ли эти цели достигнуты. Успехи студентов при ответах на эти экзаменационные вопросы дадут преподавателю представление о том, насколько он преуспел в передаче своих знаний.

32.46. Вторым способом оценки эффективности преподавателя является проведение анонимной оценки преподавателя студентами. Такой обзор, проведенный в последний день курса, позволит студентам внести предложения по улучшению курса и методики преподавания, а также позволит преподавателю получить столь необходимую объективную «обратную связь». Для обеспечения анонимности и искренности такие анкеты не должны заполняться в присутствии преподавателя и не должны к нему попадать до проставления экзаменационных оценок. Если студенты будут уверены в сохранении конфиденциальности их замечаний и в том, что негативные замечания не повлияют на их отметки, то можно ожидать более объективных замечаний. Вопросы относительно качества и полезности учебных материалов и планов тоже следует включать.

(с) Поощрение активности студентов

32.47. Другим часто упускаемым из виду, хотя и весьма эффективным, образовательным инструментом является поощрение практической активности студентов вне аудитории. Многие юридические колледжи или университеты разрешают студенту участвовать в публикациях правовых обзоров или журналов. Многие из таких журналов специализируются на отдельных аспектах интеллектуальной собственности, и большинство из них только бы приветствовало такую помощь. Некоторые колледжи также проводят конференцию по различным отраслям интеллектуальной собственности. Участие путем посещения или помощи в организации таких конференций может дать студенту лучшее понимание перспектив в этой сфере. И наконец, там, где образовательная система позволяет студентам заниматься практической работой параллельно с обучением, они могут работать неполное рабочее время в конторах судей, адвокатов или в государственных учреждениях, связанных с интеллектуальной собственностью.