II. Взаимообусловленность языка и мышления

Мышление и сознание

В классической психологии и логике – науках, изучающих человеческое мышление, принято различать мышление и сознание.

Под сознанием понимают в таком случае весь процесс отображения объективной действительности, нервно-мозговой системой человека (включая чувство холода, боли, влаги и т.п.).

Мышление – это процесс отображения действительности в форме понятий, суждений, умозаключений («весна», веснахолодная; Весной бывает

плюсовая температура.

Сейчас минусовая температура.

Это не весна.

Это не настоящая весна.

Это холодная весна.

Такое противопоставление понятий сознания и мышления привело к утверждению положения о вербальном (языковом) способе существования мышления. «Мысль совершается в слове» (Л. Выгодский).

Вместе с тем в современных науках о мышлении все более утверждается идея о смешанном характере мышления, в котором перемежаются логические категории, языковые значения, образы, впечатления, эмоции, ощущения, интуиция.

В современном языкознании существует тенденция интерпретировать сознание как состояние, отражение мира в голове человека (А. Леонтьев), а мышление – как процесс отражения мира. Сознание есть инструмент мышления и его результат (ср. состояние сознания, содержание сознания, работа сознания, языковое сознание – процесс мышления, ход мышления).

В науках о мышлении/сознании употребляются также понятия когнитивный (процесс, структура, модель, семантика) и ментальный (структура, лексикон, образ, репрезентация).

Когнитивный (от cognitus – познавательный) – ориентирует на процессы познания, их отражение в голове человека: сознание – это калька с cognitіо.

Ментальный (от mens, ntis – мысли, ум, mentalité – мышление) – ориентирует на способ мышления, инструменты, при помощи которых человек интерпретирует окружающий мир.

 

2.1. Возможен ли язык без сознания (мышления)?

- Нет:

а) деятельность сознания (мышления) – главное условие возникновения языка в филогенезе и языковой способности в онтогенезе;

б) мышление – условие и причина порождения и восприятия речи (речевой деятельности);

в) деятельность сознания – это условие языковых изменений;

г) деятельность сознания – это способ контроля речи.

2.2 Возможно ли мышление без языка?

- Да. В современной психологии известны три типа мышления, которые признаются большинством ученых.

а) Образное мышление, которое свойственно также и животным, и не нуждается в вербальном компоненте, хотя может быть выражено при помощи языка (жанр худ. лит.);

б) Практическое/прагматическое/техническое – это мышление при помощи автоматических и полуавтоматических действий (вождение автомобиля, письмо, чистка картофеля, щелкание семечек и т.д.). Это мышление свойственно и животным, оно не нуждается в вербальном оформлении, хотя может быть выражено и при помощи языка в форме понятий, суждений, умозаключений (жанр инструкции). Оно легко отливается в словесную форму, собственно говоря язык ориентирован именно на эту форму мышления. Даже этимологически слово мысль связано со значением «говорить»: müðos - «речь»; müðeomai - «говорю, беседую, обдумываю»

[mutheomai] – думать?

Вопрос о том, владеют ли абстрактным мышлением животные остается открытым, а вместе с тем и вопрос о безусловной связи этого типа мышления с языком.

Многие исследователи признают наличие абстрактного, т.е. отвлеченного мышления у высших животных и особенно у приматов. Они способны решать задачи, требующие установления сходства и различия, причины и результата:

птица бросает с высоты черепаху на камни с целью разбить о камни ее панцирь; обезьяна строит подставку с целью достать фрукт.

Творческие люди, отмечали ученые, мыслят при помощи каких-то смутных понятий, которые лишь позже превращаются в высказывания. А. Эйнштейн пишет, что этот процесс перехода на языковую форму очень сложен. А.Выгодский образно сказал: «Мысль – это облако, из которого речь источается по каплям».

В обыденной жизни: думаем о чем-то, вспоминаем – начинаем проговаривать. Это значит, что на каком-то этапе появилась речь внутренняя, которая позже прорвалась наружу. Т.о. мышление осуществляется в смешанной форме, такую же смесь образов, значений представляет и сознание человека.

2.3. Как зависит сознание от языка?

а) Язык есть универсальное средство выражения нашего сознания. Содержание сознания общества фиксируется в языковой картине мира. Содержание мышления как процесса фиксируется в речи;

б) язык есть орудие формирования сознания. Человек воспринимает мир сквозь призму своего опыта и языка. Язык как бы диктует нам, на какие объекты делить мир:

разменял деньги в 15 рублей на 7 и 8; делим плоды растений на овощи, фрукты, ягоды; у нас есть родители, супруги, но нет баба + дед, нет брат+ сестра.

в) Язык есть способ осознания работы своего мышления: если наши мысли путаются, мы проговариваем вслух, фиксируя мысль. Важным доказательством тесной взаимосвязи языка и мышления является тот факт, что человек всегда осознает, на каком языке он думает.

ІІІ. Соотношение языковых и мыслительных категорий

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Это проявляется в двух аспектах:

а) Законы построения мысли одни и те же у всех народов:

S – Pr – O – At – Ak, тогда как языки имеют автономные законы;

б) Единицы мышления не имеют однозначных эквивалентов в языке, они находятся в состоянии вариативного соответствия, благодаря чему одна и та же мысль может быть выражена по-разному:

Наступил вечер. – Вечер. – Повечерело.

Основные единицы мышления Основные единицы языка

Понятие/концепт Слово

Суждение предложение

Умозаключение текст

1) Понятие может быть выражено словом, предложением (дефиниция) и текстом (раздел в учебнике);

2) Структура предложения не всегда отвечает структуре предложения (S – Pr);

3) Текст не состоит из одних умозаключений, но:

– понятие стремится к своему завершению в слове (новые слова);

– главным признаком предложения является предикативность;

– в тексте доминируют умозаключения, но с пропущенными членами:

С репетитором занимаются неуспевающие и абитуриенты. – Петя занимается с репетитором. Петя не абитуриент. Петя не успевает.