V. Государственные языки стран Европы
IV. Функциональная типология языков
На Земле около 3 тыс. языков. Они отличаются не только количеством носителей, но и функциями или сферами, которые они обслуживают.
В лингвистике выделяют такие языки:
1) Национальные – чешский, гагаузкий, крымско-татарский, украинский, туркменский;
2) Государственный – русский, украинский, белорусский, английский (вал., ирл., шотл.);
3) Местные языки – бацбийский, гинухский, цезский – они обслуживают семейно-бытовую сферу, хозяйственную деятельность;
4) Межнациональные языки – португальский (Португалия, Бразилия), грузинский (Грузия, Менгрел), немецкий (немцы, австрийцы);
5) Международные – рус., англ., кит., арабс., испанс., фр. (ООН);
6) Сакральные языки – старославянский, арабский классический, латинский, санскрит;
7) Классические языки – латынь, древнегреческий;
8) Искусственные языки – эсперанто, алгол, фортран, бейсик.
Австрия – немецкий – 90%
Албания – албанский
Андорра – каталанский, но равные права французского, испанского
Бельгия – французский, а нидерландский (голландский) (по провинциям)
Белоруссия - белорусский
Болгария – болгарский – 86%
Босния – сербский
Ватикан – латинский + итальянский
Великобритания – английский- 80%
Венгрия – венгерский – 80%
Германия – немецкий – 96%
Гибралтар – английский
Греция – греческий – 95%
Дания – датский – 98%
Фарёрские острова – датский + фаррёрский
Ирландия – ирландский + английский
Исландия – исландский – 90%
Испания – кастильский (испанский), но в провинциях 1/3 населения: каталонский, галисийский, басков язык
Италия – итальянский – 98%
Латвия -латышский
Литва - литовский
Лихтенштейн – немецкий
Люксембург – немецкий, французский
Мальта – английский + мальтийский
Молдавия - молдаванский
Монако – французский
Македония – македонский + албанский
Нидерланды – нидерландский (голландский)
Норвегия – норвежский – 97%
Польша – польский – 98%
Португалия – португальский – 95%
Россия – русский – 90%
Румыния – румынский – 88%
Сан Марино – итальянский
Сербия, Черногория - сербский
Украина – украинский – 72%
Финляндия – финский (93,2%) + шведский (6,5%)
Франция – французский – 90%
Фаррерские острова – датский, фаррерский
Чехия – чешский
Словакия – словацкий
Словения - словенский
Швейцария – немецкий (65%), французский (18%), итальянский (12%)
Швеция – шведский – 95%
Хорватия – хорватский
Эстония - эстонский
Тема: Язык и мышление.
План
1. Постановка проблемы. Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.
2. Взаимообусловленность языка и мышления.
3. Соотношение языковых и мыслительных категорий.
4. Язык и сознание. Языковая картина мира.
5. Функции языка применительно к мышлению. Лингвистические науки о мышлении.
6. Морфология речи в мозгу человека. Нейролингвистика.
7. Выводы.
I. Постановка проблемы.
Основные понятия: язык – речь, мышление – сознание.
Сложная взаимосвязь языка и мышления вполне очевидна, что отображено в обыденном сознании в форме пословиц. С одной стороны фиксируется тождество мысли и речи:
Кто ясно мыслит, ясно излагает; а с другой – их разрыв:
Как собака, все понимает, а сказать не может.
Проблема соотношения языка и мышления относится к самым важным вопросам языка, философии, логики, психологии. Впервые в исторической перспективе она была поставлена философами Древней Греции в дискуссии о природе имен, сутью которой был вопрос: какова связь между звуковой оболочкой слова и смыслом, который стоит за ним.
Суть проблемы соотношения языка и мышления состоит в установлении зависимости языка от мышления или мышления от языка и содержании этой зависимости (если она существует). Прежде чем приступить к анализу, необходимо определить базовые понятия: язык – речь, мышление – сознание.
1.1. Язык – речь
Строгое противопоставление этих понятий утвердилось в языкознании со времен Ф. де Соссюра. Главной функцией языка есть общение, поэтому язык проявляется в речевой деятельности человека, которая распадается на отдельные речевые акты (или деяния).
Схема речевого акта
Адресант говорение → восприятие Адресат
(кодирование) понимание понимание (декодирование)
восприятие слушание
↓ слушание «говорение» ↓
«декодирование» «кодирование»
Что необходимо для того, чтобы совершалась речевая деятельность, или речь?
Схема речевой деятельности
Язык – это словарь и правила изменения и сочетания слов; это особым образом организованная система, которая существует в человеческих сознаниях, и таким образом = это абстрактная система (т.е. отвлеченная от особенностей индивида).
Речевая деятельность, или речь- это применение языка ради достижения неречевых целей – человек говорит, чтобы добиться каких-либо практических результатов: дай книгу! – «получить книгу».
Речь включает в себя: речевую способность (знание языка, речевой акт и результат, текст).
Когда рассматривается вопрос о соотношении языка и мышления, в первую очередь имеют ввиду соотношения речи и мышления.