F. ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДИСКРЕЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ

Е. МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОХРАНЫ, ТРЕБУЕМЫЙ КОНВЕНЦИЕЙ

25.14. Определенный минимальный уровень охраны, гарантируемый Конвенцией исполнителям, предусмотрен в силу «возможности предотвращения определенных действий», осуществляемых без их согласия. Авторы Конвенции предпочли это выражение простому перечислению минимальных прав исполнителей для того, чтобы позволить таким странам, как Соединенное Королевство, продолжать охрану прав исполнителей с помощью уголовного законодательства, определяющего правонарушение, так и наказание за них. Однако было решено, что действия, которые могут быть предотвращены исполнителем, требуют его предварительного согласия. Таким образом, перечисление определенных действий, которым может воспрепятствовать исполнитель в силу Конвенции, равносильно предоставлению ему определенного комплекса прав.

25.15. Такого рода действия включают: (i) передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения живого исполнения; (ii) осуществление записи незафиксированного исполнения; (iii) воспроизведение фиксации исполнения при условии, что первоначальная фиксация была осуществлена без согласия исполнителя или же что воспроизведение осуществляется в целях, не разрешенных Конвенцией или исполнителем (статья 7).

25.16. Производители фонограмм имеют правомочия разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм (статья 10). Римская конвенция не предусматривает никаких правомочий на разрешение исполнения фонограмм и не содержит явного запрета на распространение или ввоз в страну неразрешенных дубликатов фонограмм.

25.17. Организации эфирного вещания имеют правомочия разрешать или запрещать: (i) одновременную ретрансляцию их передач; (ii) фиксацию их передач; (iii) воспроизведение неразрешенных фиксаций их передач или воспроизведение законных фиксаций в противозаконных целях и (iv) сообщение для всеобщего сведения их телевизионных передач с помощью приемников, установленных в местах, доступных для публики, за плату. Следует отметить, однако, что это последнее право не распространяется на сообщение для всеобщего сведения звуковых (радио) передач и что условия, при которых такое право может осуществляться, должны определяться национальным законодательством. Также следует отметить, что Римская конвенция не предусматривает охраны против распространения передач по кабелю.

25.18. В дополнение к минимальному уровню охраны Римская конвенция также содержит положения, позволяющее национальному законодательству регулировать определенные аспекты охраны по собственному усмотрению.

25.19. В области охраны прав исполнителей на усмотрение национального законодательства оставляется вопрос о регулировании охраны против ретрансляции исполнения и его фиксации в целях передачи в эфир в тех случаях, когда на передачу исполнения в эфир было получено разрешение исполнителя. Принцип преимущественной силы договорных отношений был воплощен в положении, гласящем, что национальное законодательство не должно применяться таким образом, чтобы лишать исполнителей способности контролировать с помощью контракта их взаимоотношения с организациями эфирного вещания (статья 7(2)). При этом подразумевалось, что термин «Контракт» в этом контексте включает коллективные договоры, а также в тех случаях, где это применимо, решения арбитражных комиссий.

25.20. Если в одном и том же исполнении принимают участие несколько исполнителей, договаривающиеся стороны сами регулируют способы и формы их представительства в связи с осуществлением их прав (статья 8).

25.21. Что касается охраны прав исполнителей и создателей фонограмм, то статья 12 (содержащая наиболее спорные положения Конвенции) предусматривает, что, если фонограмма, выпущенная в свет в коммерческих целях, используется непосредственно для передачи в эфир или любого другого сообщения для всеобщего сведения, пользователь должен выплатить исполнителям или производителям фонограммы или тем или другим справедливое вознаграждение. Данная статья не предоставляет каких-либо прав исполнителям или производителям фонограмм на разрешение или запрещение вторичного использования фонограммы. Гарантируя однократное вознаграждение за использование фонограммы. Конвенция, как представляется, создает что-то вроде принудительной лицензии. Однако в ней не содержится в обязательном порядке указания на бенефициара или бенефициаров вознаграждения за вторичное использование исполнения и фонограммы, воплощающей его. В статье 12 говорится лишь, что по крайней мере одна из заинтересованных сторон должна получить вознаграждение за такого рода использование. Тем не менее в статье говорится, что при отсутствии договоренности между этими сторонами условия совместного владения этим вознаграждением могут предусматриваться национальным законодательством (в случае необходимости).

25.22. Осуществление этих положений, однако, может быть блокировано или ограничено договаривающимся государством в любой момент с помощью соответствующего уведомления (статья 16(1)(а)). Договаривающееся государство вправе заявить, что оно не намерено применять положение статьи 12 полностью или в отношении определенных видов использования, например в отношении сообщения для всеобщего сведения помимо передачи в эфир; или же передачи в эфир фонограмм, приобретенных до даты подписания Конвенции, и т. п. Также возможно применение настоящей статьи только в отношении фонограмм, чей производитель является гражданином другого договаривающегося государства. Далее, в отношении фонограмм, чей производитель является гражданином другого договаривающегося государства, объем и срок охраны может быть ограничен таким образом, чтобы соответствовать объему охраны, предоставляемой другой заинтересованной стороной. Тот факт, однако, что охрана, предоставляемая обоими заинтересованными государствами, не предназначена для одного и того же бенефициара, не следует рассматривать в качестве оправдания ограничений на охрану, предусмотренную статьей 12.