В. ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА

А. ВВЕДЕНИЕ

23.1 Договор о законах по товарным знакам был принят 27 октября 1994 г. на Дипломатической конференции в Женеве. Цель Договора о законах по товарным знакам заключается в упрощении и гармонизации административных процедур в отношении национальных заявок и охраны знаков. К Договору могут присоединиться отдельные страны, а также межправительственные организации, у которых есть свое Ведомство по регистрации товарных знаков на территории стран — членов этих организаций, такие, как Европейский союз (ЕС) и Африканская организация интеллектуальной собственности (ОАПИ). Положения Договора дополняются Инструкцией и типовыми международными бланками. Договор не касается материально-правовых норм законодательства по товарным знакам, относящимися к регистрации знаков. Договор вступает в силу через три месяца после того, как пять стран сдали на хранение свои ратификационные грамоты или акты о присоединении.

(а) Знаки, к которым применяется Договор

23.2. Согласно статье 2, Договор применяется к знакам, относящимся к товарам и услугам. Не все страны в настоящее время регистрируют знаки обслуживания, и поэтому в результате присоединения страны к Договору эта страна будут обязана регистрировать такие знаки. Кроме того, такая страна также обязана, согласно статье 16, применять к знакам обслуживания положения Парижской конвенции, которые касаются товарных знаков.

23.3. Договор не применяется к коллективным знакам, сертификационным и гарантийным знакам, поскольку их регистрация обычно требует в разных странах выполнения специальных, весьма изменчивых условий, что чрезвычайно затруднило бы гармонизацию. Голографические знаки и знаки, не воспринимаемые визуально, такие, как звуковые и обонятельные знаки, также исключены из сферы регулирования, так как их трудно воспроизводить графическими средствами и только незначительное число стран предусматривает охрану таких знаков в национальном законодательстве.

23.4. Регистрируемый знак должен состоять из визуальных обозначений, а что касается объемных знаков, то только те из стран, которые принимают к регистрации объемные знаки, обязаны распространять действие Договора на такие знаки.

(b) Заявки

23.5. В статье 3 Договора содержится исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть затребованы Ведомством в отношении заявки на регистрацию товарного знака. Такими сведениями являются, например, фамилия и адрес заявителя и его поверенного, при наличии такового, заявление о приоритете, если испрашивается приоритет по ранее поданной заявке, одно или несколько изображений знака в зависимости от цвета или размеров знака, названия товаров или услуг, для которых испрашивается регистрация знака, сгруппированных по классам Ниццкой классификации, или заявление о намерении использовать знак или о фактическом использовании знака. Ведомство не может потребовать предоставления сведений, не предусмотренных Договором, например выписку из торгового реестра, указание того, что заявитель осуществляет производственную или торговую деятельность, или того, что заявитель осуществляет деятельность, соответствующую товарам или услугам, перечисленным в заявке.

23.6. Одна заявка может относиться к нескольким товарам или услугам. Согласно статье 6 Договора, Ведомство обязано принять заявку, даже если товары или услуги, указанные в ней, относятся к нескольким классам Ниццкой классификации. В этом случае по такой заявке должна быть произведена одна регистрация.

23.7. Ведомство не может отклонить заявку, оформленную в письменном виде на бумаге, если она представлена на бланке, соответствующем типовому бланку заявки, предусмотренному Инструкцией, или, если разрешена передача уведомлений в Ведомство по телефаксу, в виде бумажной копии, полученной в результате такой передачи, соответствующей бланку заявки.

(с) Представительство

23.8. Договаривающаяся сторона, в соответствии со статьей 4 Договора, вправе потребовать, чтобы представитель заявителя или владельца был представителем, правомочным осуществлять деятельность перед ее Ведомством, и чтобы лицо, которое не проживает и не имеет нефиктивного и действующего промышленного или торгового предприятия на ее территории, было представлено представителем. В соответствии с этим положением доверенность может относиться к нескольким существующим или будущим заявкам или регистрациям.

(d) Дата подачи

23.9. Установление даты подачи имеет существенное значение, учитывая те права, которые возникают на эту дату, и возможность испрашивать право приоритета, действующего с указанной даты в отношении последующих заявок в других странах. Статья 5 Договора предусматривает максимум сведений, которые Ведомство может потребовать для установления даты подачи. Они включают данные для идентификации заявителя и установления связи с заявителем или его представителем, изображение знака, перечень товаров или услуг, для которых испрашивается регистрация, и т. д. Кроме того, для установления даты подачи Ведомство может требовать уплаты пошлины, если национальное законодательство о товарных знаках содержало это условие до присоединения данной страны к Договору.

23.10. Если в регистрации товарного знака отказано в отношении определенных товаров или услуг, статья 7 Договора предусматривает, что заявитель может разделить заявку, для того чтобы избежать задержки в получении регистрации товарного знака на те товары или услуги, в отношении которых не было отказано в регистрации, и сохранить дату подачи первоначальной заявки или ее приоритет, при наличии такового. В то же время заявитель может подать апелляционную жалобу относительно заявки, касающейся тех товаров или услуг, в отношении которых было отказано в регистрации.

(е) Подпись

23.11. Статья 8 Договора содержит положения в отношении подписи и других средств удостоверения источника уведомления, такого, как подача заявки в Ведомство, в частности, если передача уведомления осуществляется факсимильной или электронной связью. Ведомство может разрешать вместо собственноручной подписи использование оттиска или штемпеля с подписью либо использование печати. Особую важность имеет запрещение требовать засвидетельствования, нотариального засвидетельствования, заверения, легализации или иного удостоверения подписи, за исключением тех случаев, когда подпись касается отказа от регистрации, если такое исключение предусматривается национальным законодательством.

(f) Изменения и исправления, касающиеся заявок и регистрации

23.12. Статьи 10 и 11 Договора излагают требования, которые применяются к заявлению о внесении записи об изменении фамилии, адреса и правообладателя. Статья 12 содержит максимум сведений, которые могут быть потребованы Ведомством для исправления ошибок, сделанных заявителем или владельцем в любом сообщении, направленном в Ведомства, которое отражено в реестре. Положения статей 10 и 12 применяются в равной мере к изменениям или исправлениям в отношении заявок и регистрации. Эти положения предусматривают, что достаточно одного заявления, даже если изменения или исправления относятся к нескольким заявкам или нескольким регистрациям либо к тем и другим. В заявлении должны быть четко указаны соответствующие сведения, имеющиеся в Ведомстве, а также испрашиваемые изменения или исправления. Ведомство не может требовать предоставления дополнительных сведений, отличных от упомянутых в Договоре, за исключением случаев, когда у Ведомства могут возникнуть обоснованные сомнения в отношении достоверности полученной информации, например если оно подозревает, что изменение фамилии и адреса на самом деле является изменением владельца. В частности, Ведомству запрещается требовать представления любых доказательств, касающихся изменения фамилии или адреса, или того, что новый владелец осуществляет деятельность, соответствующую товарам или услугам, на которые распространяется изменение владельца, или того, что прежний владелец передал свое предприятие новому владельцу.

23.13. В случае подачи заявления о внесении записи об изменении владельца Ведомство может, согласно статье 11, потребовать заверенную копию договора или выписку из договора, свидетельство или иной документ о передаче права на знак. Если изменение владельца является результатом слияния предприятий или вызвано юридическими обстоятельствами или решением суда, например в случае наследования или банкротства. Ведомство может потребовать, чтобы к заявлению прилагалась заверенная копия документа, доказывающего изменение владельца.

23.14. Ошибка, сделанная Ведомством, должна быть исправлена ex qfficto или по просьбе владельца.

(g) Срок действия регистрации и его продление

23.15. Статья 13 Договора предусматривает срок действия в десять лет для первоначальной регистрации товарного знака с возможностью продления на последующие десятилетние периоды. В отношении продления регистрации в статье перечисляется максимум требований, которые могут быть установлены Ведомством. Они соответствуют требованиям в отношении подачи заявки. В частности. Ведомство не может проводить экспертизу знака по существу для целей продления его регистрации либо требовать предоставления изображения знака или предоставления доказательств его использования.

(h) Прочие положения Договора

23.16. В случае предполагаемого отказа в просьбе о внесении записи об изменении фамилии, адреса и правообладателя или заявлении об исправлении ошибки или о продлении регистрации Ведомство должно, в соответствии со статьей 14, предоставить стороне, подавшей заявление, возможность в течение разумного срока сделать замечания в связи с предполагаемым отказом.

23.17. В общем, в тех случаях когда Договор устанавливает максимум условий, выполнение которых может потребовать Ведомство в отношении заявок, представительства, продления и т.д.. Ведомство все же имеет право потребовать представления дополнительных сведений, но только если оно имеет достаточные основания сомневаться в достоверности полученной информации.

23.18. Кроме того. Договор предоставляет Ведомству возможность требовать, чтобы любая регистрируемая заявка или уведомление представлялись на языке или одном из языков, принятых Ведомством.

(i) Соблюдение положений других конвенций

23.19. Договор о законах по товарным знакам не содержит никаких обязательств для договаривающейся стороны присоединяться к другим международным конвенциям. Однако в статье 15 оговорено, что договаривающиеся стороны должны соблюдать положения Парижской конвенции в отношении знаков. Из статьи 3, касающейся подачи заявки, следует, что договаривающиеся стороны должны обеспечить применение Ниццкой классификации в отношении группировки названий товаров и услуг в заявке.

(j) Инструкция и типовые международные бланки

23.20. Положения Договора дополняются Инструкцией, которая содержит правила, касающиеся деталей, облегчающих применение положений по административным требованиям и процедурам в соответствии с Договором. Правила регулируют требования в отношении заявок, представительства, даты подачи, подписи, срока действия, продления, способа указания фамилий и адресов и идентификации заявки без ее номера. Правила предписывают, например, количество изображений знака, которые должны прилагаться к заявке, сроки, касающиеся уплаты пошлин, и прочие уведомления в Ведомство, такие, как подача доверенности, приглашение внести исправления в случае несоблюдения требований и т. д.

23.21. Инструкция также содержит восемь типовых международных бланков, касающихся подачи заявки, заявлений о продлении срока действия регистрации, внесении записи об изменении фамилий, адресов и владельца, исправлении ошибок, назначении поверенного, свидетельств о передаче права и документов о передаче права. В случаях, когда запрос о представлении информации не предусматривается национальным законодательством, но тем не менее допускается в соответствии с Договором, например в отношении заявки. Ведомство может подготовить «Индивидуализированный международный бланк». Этот бланк не должен содержать обязательных требований, дополняющих Договор или Инструкцию или противоречащих им. Используя типовые международные бланки или индивидуализированные международные бланки, заявители и другие стороны могут быть уверены в том, что ни одно ведомство договаривающейся стороны не может отклонить заявку или заявление, оформленные в соответствии с этими бланками.

(k) Переходные положения

23.22. Переходные положения Договора позволяют договаривающейся стороне отсрочить приведение своего национального законодательства о товарных знаках в соответствие с Договором до 28 октября 2004 г. в отношении, например, возможности подачи одной заявки для товаров и услуг, относящихся к нескольким классам, запрещения требовать удостоверения подписи в заявке и подписи в доверенности, подачи заявления и/или предоставления доказательств в связи с использованием знака, продлением его регистрации, а также отказа от проведения экспертизы по существу в связи с продлением регистрации.

23.23. По состоянию на 1 октября 1996 г. участниками Договора являлись следующие шесть государств: Монако, Республика Молдова, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Украина, Чешская Республика и Шри-Ланка.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Закон и правила по товарным знакам. WIPO Pub. No. 225, 1994.

 

ГЛАВА 24. Конвенции по классификации

А. НИЦЦКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЗНАКОВ

(а) Введение

24.1. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков является многосторонним международным договором, подписанным 15 июня 1957 года. Оно вступило в силу 8 апреля 1961 года, было пересмотрено в Стокгольме 14 июля 1967 года и в Женеве 13 мая 1977 года (текст после этого последнего пересмотра в дальнейшем называется «Женевский акт»). Рассматриваемый здесь текст основан на положениях Женевского акта.

24.2. В соответствии с Ниццким соглашением международная классификация включает:

(1)

Перечень классов, сопровождаемый при необходимости пояснительными записками; перечень включает 34 класса товаров и 8 классов услуг;

(2)

Алфавитный перечень товаров и услуг (в дальнейшем называемый «алфавитным перечнем»), указывающий класс, к которому принадлежит каждый товар или услуга.

24.3. Ниццкая классификация существует как на английском, так и на французском языках, причем оба текста являются аутентичными. В настоящее время имеются также официальные тексты или официальные переводы Ниццкой классификации на следующих языках: голландском, испанском, итальянском, немецком, норвежском, португальском и русском. Имеются также тексты на китайском и японском языках, хотя они и не являются официальными переводами.

(b) Правовые рамки и применение Ниццкой классификации

24.4. В соответствии со статьей 2(3) Ниццкого соглашения необходимо, чтобы страны Ниццкого союза включали в официальные документы и публикации, касающиеся регистрации знаков, номера классов по Классификации, к которым принадлежат товары и услуги, в отношении которых зарегистрирован знак.

24.5. Каждая страна Ниццкого союза применяет Ниццкую классификацию по своему усмотрению. Например, Классификация не связывает страны Ниццкого союза ни в отношении оценки объема охраны знака, ни в отношении признания знаков обслуживания (статья 2(1)).

24.6. Далее статья 2(2) Ниццкого соглашения предусматривает, что каждая страна Ниццкого союза будет резервировать свое право применять Ниццкую классификацию либо как главную систему, либо как вспомогательную систему, имея в виду, что страны Ниццкого союза свободны в выборе Ниццкой классификации товаров и услуг в качестве единственной классификации, которая используется в целях регистрации знаков, или в сохранении существующей национальной системы классификации товаров и услуг, а Ниццкую классификацию использовать в качестве дополнительной классификации, которая будет также указываться в официальных публикациях знаков.

24.7. Наконец, статья 2(4) Ниццкого соглашения предусматривает, что сам факт включения в Алфавитный перечень товаров и услуг Ниццкой классификации термина никоим образом не затрагивает никаких прав, которые могут содержаться в этом термине.

(с) Ассамблея Ниццкого союза и Комитет экспертов

24.8. Став участницей Ниццкого соглашения, страна автоматически становится членом Ассамблеи Ниццкого союза.

24.9. Ассамблея проводит свои очередные заседания раз в два года; обычно такие очередные сессии созываются в течение того же самого периода и в том же месте, что и Ассамблея Парижского союза. Конференция и Генеральная ассамблея ВОИС. Ассамблея занимается всеми вопросами, относящимися к поддержанию и развитию этого специального Союза и реализации Ниццкого соглашения. В частности, она формирует программу и принимает бюджет Союза.

24.10. Каждая страна — участница Ниццкого соглашения также представлена в Комитете экспертов, учрежденном Соглашением. Комитет экспертов:

(1)

выносит решение по любым изменениям в Классификации,

(2)

дает рекомендации странам специального Союза с целью содействия использованию Классификации и ее единообразному применению,

(3)

принимает любые другие меры, которые не влекут за собой финансовых последствий для бюджета специального Союза или Организации, такие как содействие в применении Классификации развивающимся странам;

(4)

имеет право создавать подкомитеты и рабочие группы.

24.11. На практике предлагаемые изменения в Ниццкой классификации изучаются такими подкомитетами или рабочими группами, а затем уже принимаются Комитетом экспертов для включения в Классификацию.

24.12. Поэтому членство в Ниццком союзе позволяет странам активно участвовать в периодических пересмотрах Ниццкой классификации и адаптировать ее, насколько это возможно, к техническим разработкам и национальным интересам.

(d) Применение и модернизация Ниццкой классификации

24.13. В настоящее время кроме стран — участниц Ниццкого соглашения свыше 80 других стран пользуются Ниццкой классификацией и, таким образом. Классификацию применяют более 100 стран.

24.14. В международном бюро ВОИС учреждена Служба классификации товарных знаков. Ее задачей является предоставление консультаций по классификации любому запрашивающему лицу. Запрашивающим может быть также и национальное ведомство любой страны, агент, индивидуальное или частное предприятие. Эта служба особенно полезна в случае, когда необходимо классифицировать новые продукты или продукты, не упомянутые в Алфавитном перечне, из-за чего могут возникнуть трудности в классификации. Однако национальные ведомства стран — членов Ниццкого соглашения, а также развивающихся стран пользуются скидками в уплате за услуги. Международное бюро ВОИС ежемесячно получает от 10 до 20 запросов на классификацию от национальных ведомств и агентов по промышленной собственности, действующих от имени владельцев знаков.

24.15. Ниццкую классификацию приходится постоянно обновлять. Следует иметь в виду, что первый полный проект Алфавитного перечня появился в 1935 году. Проект с поправками был принят на Ниццкой дипломатической конференции в 1957 году. Это значит, что Ниццкая классификация действует уже больше тридцати лет. В течение этих тридцати лет множество продуктов, фигурировавших в первом Алфавитном перечне, исчезло с рынка, в то время как появилось множество других. Например, появились новые товары из пластика, лазеры, компьютеры, новые компьютерные редакторские системы, которые полностью революционным образом изменили традиционные методы работы. Все эти новые продукты приходится вносить в Алфавитный перечень, а уже исчезнувшие с рынка продукты должны быть удалены из перечня. Обновление Ниццкой классификации осуществляется Комитетом экспертов, состоящим из представителей стран — участниц Ниццкого соглашения (см. выше пункт 12).

24.16. Комитет экспертов проводит свои заседания на регулярной основе каждые 3—5 лет по инициативе Генерального директора ВОИС. На данный момент Комитет экспертов заседал пятнадцать раз. Комитет экспертов принимает решения по изменениям, которые должны быть внесены в Алфавитный перечень, по формулировкам наименований классов и соответствующих пояснительных записок, а также по общим замечаниям, которые предваряют перечень классов.

24.17. Поправки к Алфавитному перечню могут принимать следующие формы:

(1)

удаление отдельного пункта из Алфавитного перечня. Это делается особенно в тех случаях, когда продукт уже не может быть приобретен на рынке или если данный продукт охватывается более широким родовым термином. Например, следующему заседанию Комитета экспертов было предложено, чтобы пункт G0288 — поверхности для нарезки канавок — был удален из перечня. Поверхность для нарезки канавок применяется в плотничном деле для получения канавок (желобов). Поэтому она (поверхность) является специальным видом режущего инструмента, уже охватываемого пунктом Р0386 — режущие поверхности, и перевод этого названия на другие языки может создать проблемы;

(2)

внесение пункта в Алфавитный перечень. Добавленные в Алфавитный перечень продукты являются, кроме всего прочего, новыми товарами, появившимися на рынке в период между двумя сессиями Комитета экспертов. В качестве примера можно привести солнечные батареи (S0590) или солнечные коллекторы (обогреватели) (S0591), которые были добавлены в Алфавитный перечень после того, как были открыты возможности применения солнечной энергии;

(3)

изменение формулировки пункта в Алфавитном перечне. Иногда это необходимо сделать для уточнения существующей формулировки путем добавления функции или назначения продукта, например «электрический» или «для медицинских целей», или для того, чтобы сделать различие между омонимами, которые должны быть по-разному классифицированы, например косметические маски (С1. 03) и игрушечные маски (С1. 28);

(4)

перевод продукта из одного класса в другой. Несмотря на то что такое изменение происходит довольно редко, тем не менее в ряде случаев оно необходимо. Например, галстучные заколки и запонки из простого металла, ранее попавшие в Класс 26, как принадлежности одежды, теперь находятся среди ювелирных предметов и, поэтому содержатся в Классе 14.

24.18. Формулировки названий классов и пояснительные записки также постоянно пересматриваются для уточнения содержания каждого класса и для их адаптации к изменениям в торговле и промышленности.

24.19. По приглашению Генерального директора ВОИС страны, не являющиеся участницами Ниццкого соглашения, межправительственные организации, специализирующиеся в вопросах знаков, а также представители международных неправительственных организаций могут участвовать в заседаниях Комитета экспертов в качестве наблюдателей.

24.20. На практике обновление Ниццкой классификации происходит следующим образом: сначала Международное бюро просит страны — члены Ниццкого союза прислать ему любые предложения по изменению Классификации, которые они желали бы рассмотреть на заседании Комитета экспертов; далее на основе полученных предложений Международное бюро готовит документ, который рассылается для изучения в страны — члены Подготовительной рабочей группы. На заседании члены Подготовительной рабочей группы представляют свои замечания и вырабатывают рекомендации для Комитета экспертов, то есть определяют, какие предложения они рекомендуют принять, какие считают целесообразным отклонить или каким образом эти предложения изменить, чтобы сделать их приемлемыми. Из-за того, что количество стран, участвующих в работе Подготовительной рабочей группы, сравнительно невелико, ее работа продвигается более быстрыми темпами, чем в случае, если бы это был Комитет экспертов. Поэтому Комитет экспертов работает с предложениями по изменениям, которые уже обсуждались и которые не приводят к затяжным дебатам. В результате проведенной Подготовительной рабочей группой работы Комитет экспертов может выполнить свою задачу в оптимальных условиях и принять решение в более сжатые сроки.

24.21. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков являлись следующие 47 государств: Австралия, Австрия, Алжир, Барбадос, Бельгия, Бенин, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Китай, Куба, Латвия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Люксембург, бывшая югославская Республика Македония, Малави, Марокко, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия и Япония.

Литература к разделу А:

Международное бюро ВОИС. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. WIPO-CEIPI/IP/SB/93/16.

В. ВЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАКОВ

(а) Введение

24.22. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов было принято 12 июня 1973 года на Дипломатической конференции, состоявшейся в Вене, Австрия. Соглашение вступило в силу 9 августа 1985 года.

(b) Основные особенности Соглашения

24.23. Данное Соглашение тесно связано с другими документами, в частности с Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года и Страсбургским соглашением о Международной патентной классификации от 24 марта 1971 года.

24.24. Как и вышеуказанные Соглашения, Венское соглашение в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности учредило специальный союз (далее упоминаемый как Союз), который применяет общую классификацию изобразительных элементов знаков (далее упоминаемую как Международная классификация). Большое количество товарных знаков и знаков обслуживания содержат такие изобразительные элементы, а Классификация дает возможность идентифицировать знаки, состоящие элементов, которые либо одинаковы, либо похожи.

24.25. Как определено в Соглашении, Международная классификация состоит из «перечня категорий, групп и подгрупп, по которым классифицированы изобразительные элементы знаков, которые в некоторых случаях сопровождаются пояснительными записками». Оригинал Международной классификации на английском и французском языках в настоящее время сдан на хранение Генеральному директору ВОИС. Немецкая и испанская версии подготовлены Международным бюро.

24.26. Облегчение проведения предварительного поиска, являясь главной целью Международной классификации, не оказывает согласно самому Соглашению никакого воздействия на объем предоставляемой знаку охраны. Однако государства по своему усмотрению могут придать Классификации правовую компетенцию, идущую за пределы простых административных возможностей, предоставляемых Соглашением.

24.27. Государства — члены Союза могут применять Международную классификацию либо как основную, либо как вспомогательную систему. Иными словами, у них есть выбор: рассматривать Международную классификацию в качестве единственной используемой классификацией либо применять ее наряду с национальной классификацией.

24.28. Соглашение требует от ведущих ведомств стран — членов Союза включать в официальные документы и относящиеся к регистрациям и продлениям знаков публикации номера категорий, групп и подгрупп, в соответствии с которыми распределяются изобразительные элементы этих знаков. Однако это требование не имеет обратной силы в том плане, что ведомства стран — участниц Соглашения не обязаны классифицировать изобразительные знаки, зарегистрированные до вступления в силу Соглашения на их территории; с другой стороны, их придется классифицировать в случае продления срока действия регистрации таких знаков.

24.29. Номера категорий, групп и подгрупп, приводимых в официальных документах и публикациях относительно регистрации, должны быть продолжены словами «Классификация изобразительных элементов» или сокращением, которое Комитету экспертов еще нужно определить.

24.30. Соглашение позволяет странам-членам зарезервировать возможность не применять Международную классификацию (или не применять ее в целом) в отношении более точного деления, то есть, скажем, без указания подгрупп. Это положение имеет значение особенно для тех ведомств, которые регистрируют только небольшое количество знаков.

24.31. Международная классификация содержит не только подгруппы, которые необходимы для распределения в них всех изобразительных элементов. Она также содержит дополнительные подгруппы, предназначенные для изобразительных элементов, которые уже охвачены (основными) подгруппами, но которые считается целесообразным сгруппировать согласно определенному критерию для облегчения поиска.

24.32. В других отношениях страны — участницы Соглашения обязаны применять Международную классификацию в том виде, в каком она существует. Они, например, не могут изменять содержание или номер категорий, групп и подгрупп, группировать вместе разные подгруппы для образования единой подгруппы или создавать новые подгруппы, независимо от того, являются ли они основными или дополнительными.

24.33. Поскольку невозможно возложить ответственность непосредственно на межправительственные организации. Соглашение предусматривает, что, если страна — участница Соглашения поручает регистрацию знаков межправительственному органу, она должна принять все возможные меры для обеспечения того, чтобы такой орган применял Международную классификацию в соответствии с Соглашением. При использовании Классификации такой орган будет находиться в том же положении, что и национальное ведомство. В частности, он будет иметь ту же возможность применения вышеупомянутой оговорки.

24.34. Соглашение учредило Комитет экспертов для внесения поправок и дополнений в Международную классификацию, вызываемых изменениями в технологии и торговле или продиктованных практикой. Комитет экспертов состоит из представителей стран — членов Союза и кроме описанной выше работы по пересмотру ставит перед собой задачу оказывать содействие в использовании Классификации, особенно развивающимся странам, а также в ее единообразном применении. Межправительственные организации, специализирующиеся в области знаков, а также другие межправительственные и неправительственные организации могут быть представлены в качестве наблюдателей по решению Комитета экспертов или Генерального директора.

24.35. Международное бюро ВОИС уведомляет компетентные ведомства стран — членов Союза о внесенных изменениях и дополнениях Комитета экспертов вместе с его рекомендациями, которые вступают в силу через шесть месяцев после уведомления. Их оригинал сдается на хранение Генеральному директору ВОИС. Кроме того. Международное бюро вносит изменения и дополнения в Классификацию и публикует их в периодических изданиях, устанавливаемых Ассамблеей Союза.

(с) Преимущества Международной классификации

24.36. Интернационализация промышленных, технических и торговых отношений требует создания единообразных механизмов в области промышленной собственности. Так обстоит дело и с международными классификациями, создаваемыми в процессе сотрудничества между государствами, посредством которых национальные ведомства получают инструменты, которые каждому из них в противном случае пришлось бы создавать и поддерживать в рабочем состоянии. При обмене документацией нет необходимости в их реклассификации.

24.37. Эти преимущества особенно очевидны для развивающихся стран, которые не всегда имеют соответствующий персонал для выполнения таких задач. Преимущества позволяют им сэкономить заметные средства и время, так что они могут сосредоточиться на других приоритетах.

24.38. В такой специфической области, как знаки, уже существует Международная классификация товаров и услуг, созданная Ниццким соглашением от 15 июня 1957 года. Эта Классификация создала ведомствам, ответственным за предварительный поиск, рабочий инструмент, чья полезность и эффективность давно уже подтверждена.

24.39. Однако при проведении этих поисков необходимо также классифицировать и изобразительные элементы знаков. Таким образом, единообразная классификация облегчает национальным ведомствам работу по предварительному поиску. Со своей стороны Международное бюро применяет Международную классификацию изобразительных элементов знаков для кодирования изобразительных знаков, которые регистрируются по международной процедуре в соответствии с Мадридским соглашением.

24.40. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Венского соглашения об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков являлись следующие 7 государств: Франция, Люксембург, Нидерланды, Швеция, Тринидад и Тобаго, Тунис и Турция.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков. WIPO-CEIPI/IP/SB/93/17

С. ЛОКАРНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ

(а) Введение

24.41. Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов является многосторонним международным договором, который был подписан 8 октября 1968 года. Оно вступило в силу 27 апреля 1971 года.

24.42. Локарнское соглашение состоит из трех частей:

(1)

перечень классов и подклассов; всего имеется 31 класс и 211 подклассов;

(2)

Алфавитный перечень товаров, в который включены промышленные образцы; этот перечень содержит в общем итоге приблизительно 6000 записей;

(3)

пояснительные записки.

24.43. Локарнская классификация существует на английском и французском языках, причем оба текста являются в равной степени оригиналами. Официальные тексты Локарнской классификации — на таких языках, которые может указать Ассамблея, упомянутая в пунктах 7 и 8 настоящей записки, вырабатываются Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) после консультации с заинтересованными правительствами.

24.44. В настоящее время сделан перевод Локарнской классификации на немецкий и испанский языки. Осуществляется перевод указанной Классификации на итальянский и португальский языки.

(b) Юридическое действие и применение Локарнской классификации

24.45. Согласно статье 2(3) Локарнского соглашения ведомства по промышленной собственности стран Локарнского союза должны включать в официальные документы о депонировании или регистрации образцов и, если они официально публикуются, — в эти публикации номера классов и подклассов Локарнской классификации, к которым принадлежат товары, включающие образцы.

24.46. Каждая страна может придать такой классификации юридические последствия, если таковые имеются, которые она посчитает необходимыми. В частности, Локарнская классификация не связывает страны Локарнского союза в отношении характера и объема охраны, предоставляемой образцам в этих странах (статья 2(1)).

24.47. Далее статья 2(2) Локарнского соглашения предусматривает, что каждая из стран Локарнского союза резервирует свое право применять Локарнскую классификацию в качестве либо основной, либо вспомогательной системы, что означает, что страны Локарнского союза имеют выбор, принять ли Локарнскую классификацию в качестве единственной классификации, применяемой для промышленных образцов, или сохранить существующую систему национальной классификации промышленных образцов и использовать Локарнскую классификацию в качестве вспомогательной классификации, а также включать ее в официальные документы и публикации относительно депонирования или регистрации образцов.

24.48. Наконец, статья 2(4) Локарнского соглашения предусматривает, что включение любого слова в Алфавитный перечень товаров не представляет собой выражения мнения Комитета экспертов относительно того, является или не является такое слово объектом исключительных прав.

24.49. По состоянию на 1 октября 1996 года участниками Локарнского соглашения об учреждении Международной классификации промышленных образцов являлись следующие 26 государств: Австрия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Китай, бывшая югославская Республика Македония, Малави, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, Словакия, Словения, Таджикистан, Тринидад и Тобаго, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция и Югославия.

Литература к разделу С:

Международное бюро ВОИС. Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов. WIPO-CEIPI/IP/SB/93/18.

 

ГЛАВА 25. Международная конвенция по охране прав исполнителей... СОЗДАТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭФИРНОГО ВЕЩАНИЯ («РИМСКАЯ КОНВЕНЦИЯ»)

25.1. В отношении нескольких международных конвенций по смежным правам административные функции осуществляются ВОИС. В последующих разделах рассматриваются важные аспекты Международной конвенции по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вещания, известной как Римская конвенция. В главе 26 будут рассмотрены другие специальные конвенции в области смежных прав.