Методические рекомендации

Темы рефератов

1. Норманнская теория образования Древнерусского государства.

2. Крещение Руси и его значение для становления древнерусской государственности и права.

3. Договоры Руси с Византией (правовое содержание).

4. Сравнительная характеристика правового статуса различных социальных групп по «Русской правде».

5. «Русская правда» как памятник древнерусского права. Основные виды преступлений и наказаний по «Русской правде».

 

Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, обратить внимание на социально-экономические и политические предпосылки образования Древнерусского государства, повторить характеристику Древнерусского государства как раннефеодальной монархии. Подробно следует еще раз остановиться на высших органах власти и управления, дать государственно-правовую характеристику институтам Великого князя, Совету при великом князе, дружине, народному ополчению, удельным князьям и сюзеренно-вассальным отношениям, феодальным съездам. При характеристике местных органов власти и управления следует подробно остановиться на эволюции десятичной системы управления в дворцово-вотчинную, охарактеризовать систему кормлений.

Далее следует усвоить эволюцию процесса формирования сословий на Руси; вспомнить социальную дифференциацию древнерусского общества, выделить привилегированные и непривилегированные категории населения и охарактеризовать их правовой статус (личные и имущественные права).

Затем следует подробно уяснить процесс формирования древнерусского права, источники «Русской правды», вспомнить три редакции Русской правды» и их структуры, уяснить общую характеристику «Русской правде» как свода права раннефеодального государства.

При подготовке к той части практического занятия, которая связана с правом Древнерусского государства, следует уделить внимание формированию права собственности, усвоить обязательственные отношения и виды договоров, уяснить основные принципы наследственного и семейного права, раскрыть основные черты уголовного права по «Русской правде» (понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний), дать характеристику стадиям судебного процесса в Древней Руси с перечислением доказательств.

 

Терминологическое задание.

Впишите в тетради для практических и самостоятельных работ и усвойте содержание следующих понятий: мир (вервь), закуп, рядович, мечник, тиун, огнищанин, десятичная система управления, дворцово-вотчинная система управления, вече, дружина, вира, татьба, свод, заклич, гонение следа, ордалии.

 

Самостоятельное практическое задание.

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Социальная структура древнерусского общества»;

- «Государственный строй Древнерусского государства»;

- «Источники права периода Древнерусского государства»;

- «Редакции “Русской правды”»;

- «Виды преступлений по “Русской правде”»;

- «Виды наказаний по “Русской правде”».

2. Составьте кроссворд по теме «Древнерусское государство и право», используя 20 ключевых слов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сколько было образовано племенных союзов к VIII в. на территории, населенной славянскими племенами?

2. В каком году образовалось Древнерусское государство?

3. Какой город был центром славянских племен территориального союза «Русская земля» IX в?

4. Какие источниками права были самыми первыми?

5. Как называется первый сборник юридических норм древнерусского права?

6. Почему «Русская правда» считается кодексом частного права?

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 18, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 29]