Методические рекомендации

Темы рефератов

1. Особенности становления конституционной монархии в России.

2. Основные законы 1906 г.: власть императора, полномочия высших органов власти и управления.

3. Уголовное уложение 1903 г.

4. Устав о ссыльных и содержащихся под стражей 1909 г.

 

Практическое занятие – 2 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Сословный строй России в начале XX в.»;

- «Органы власти и управления России по Основным законам Российской империи 23 апреля 1906 г.»;

- «Политические партии в России после издания Манифеста 17 октября 1905 г.»;

- «Виды преступлений по Уголовному уложению 1903 г.»;

- «Виды наказаний по Уголовному уложению 1903 г.».

2. Основываясь на памятниках права, соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

3. Просмотрите учебный видеофильм. Письменно дайте ответы на поставленные преподавателем вопросы.

4. Составьте кроссворд по теме «Государственная дума в России в начале XX в.: избирательные законы, компетенция, организация работы, деятельность I–IV Государственных дум».

5. Используя знания, полученные при подготовке к практическому занятию, составьте таблицу «Программные документы основных политических партий в России в начале XX в.» по предложенному преподавателем образцу.

 

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, усвоить общественный строй России в начале XX в. в целом, вспомнив правовое положение основных категорий населения (права и обязанности подданных по Основным законам Российской империи 23 апреля 1906 г.).

При подготовке к заданиям, связанным с развитием государственного строя России в начале XX в., необходимо вспомнить те изменения, которые были вызваны появлением «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., что в конечном итоге нашло свое отражение в Основных законах Российской империи 23 апреля 1906 г. Следует подробно остановиться на тех изменениях в государственном строе, которые произошли под влиянием Манифеста 17 октября 1905 г. и учреждения Государственной Думы как законодательного органа (следует усвоить государственно-правовой статус императора, Государственной Думы, Государственного Совета, Совета Министров).

При подготовке к заданиям практического занятия, связанного с развитием права, необходимо, прежде всего, остановиться на развитии уголовного права, в рамках которого следует внимательно изучить Уголовное уложение 1903 г. (понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний).

При подготовке к заданиям, связанным с образованием и деятельностью партий в России рубеже XIX–XX вв., следует уделить внимание истории возникновения и деятельности основных политических партий в России в начале XX в. Для этого сначала необходимо вспомнить положения Манифеста 17 октября 1917 г. как правовой (легальной) основы для деятельности политических партий в России, после чего перейти к последовательному изучению программных документов революционно-демократических партий (РСДРП и эсеры), затем – либерально-демократических партий (кадеты и «Союз 17 октября») и закончить характеристикой монархических партий («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела). При этом анализ программных документов партий следует проводить по определенному плану: 1) название партии, время образования, политические лидеры, социальная основа и краткая история партии; 2) основные положения программы партии по государственно-политическому вопросу (форма государства, структура и полномочия органов власти и управления), рабочему и аграрному вопросам.

При подготовке к заданию, связанного с составлением кроссворда по теме «Государственная дума в России в начале XX в.: избирательные законы, компетенция, организация работы, деятельность I–IV Государственных дум» вначале необходимо вспомнить исторические особенности учреждения Государственной Думы в России (по закону от 6 августа 1905 г., Манифесту от 17 октября 1905 г.), после чего перейти к усвоению избирательного закона в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. При этом следует учесть, что на основании этого избирательного закона были созваны два состава Государственной Думы (I Дума: 27 апреля – 8 июля 1906 г.; II Дума: 20 февраля – 3 июня 1907 г.)). Затем следует подробно уяснить характеристику государственно-правового статуса Государственной Думы по закону «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г. и тщательно изучить партийную структуру и политическую деятельность I и II Государственных Дум. После этого следует подробно остановиться на роспуске II Думы и характеристике нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., на основании которого прошли выборы в III и IV Государственные Думы, и усвоить партийную структуру и политическую деятельность III и IV Государственных Дум.

Отдельного внимания при подготовке к практическому занятию заслуживает изменения в государственном аппарате и праве Российской империи в годы первой мировой войны. При подготовке следует учесть, что война вызвала изменение в работе действующих органов государственного управления и привела к появлению новых, чрезвычайных. В этой связи следует сначала усвоить изменения в работе Государственной Думы, Совета министров, судебных органов, а также местных органов власти и управления, а затем перейти к изучению характеристики чрезвычайных органов власти и управления, таких как особые совещания, Всероссийский союз земств и городов (Земгор), военно-промышленные комитеты, учитывая при этом, что если особые совещания являлись государственными органами, то Земгор и военно-промышленные комитеты представляли собой общественные организации.

Война также вызвала необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов. Ряд изменений был внесен в административное, финансовое, трудовое законодательство, гражданское, уголовное право, что и следует учесть при подготовке к практическому занятию.