А. ВВЕДЕНИЕ

9.1. Товарные знаки существовали уже в древнем мире. Даже во времена, когда люди или производили то, в чем они нуждались сами, или, чаще всего, приобретали это у местных ремесленников, уже тогда были предприниматели с творческой жилкой, которые находили рынки сбыта для своих товаров за пределами мест их обитания, а иногда на значительном расстоянии от них. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Промышленники из Китая сбывали товары с изображением своих клейм в районе Средиземноморья свыше 2000 лет назад, и одно время в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали. Использование знаков для отличия товаров торговцев и промышленников аналогичным образом распространилось несколько сот лет назад в условиях процветающей торговли средних веков. Однако экономическое значение этих знаков все еще оставалось ограниченным.

9.2. Товарные знаки начали играть важную роль в эпоху индустриализации, и с тех пор они стали ключевым фактором в современном мире международной торговли и рыночного хозяйства. Индустриализация и развитие системы рыночной экономики позволяют конкурирующим промышленникам и торговцам предлагать потребителям разнообразные товары в одной и той же категории. Часто не представляя каких-либо явных отличий для потребителя, они, как правило, отличаются в качестве, цене и других характеристиках. Очевидно, что потребителям необходимо иметь ориентир, который позволит им рассматривать альтернативы и делать выбор среди конкурентоспособных товаров. Следовательно, товарам должны быть даны имена. И именно товарный знак является средством наименования товаров на рынке.

9.3. Предприятия также нуждаются в товарных знаках для индивидуализации своей продукции, с тем чтобы обратить на себя внимание потребителей и общаться с ними. Таким образом, товарные знаки служат своим владельцам в целях рекламы и сбыта товаров, и они служат в целом экономике, помогая совершенствовать коммерциализацию товаров.

9.4. Давая возможность потребителям сделать свой выбор среди различных товаров, имеющихся на рынке, товарные знаки побуждают своих владельцев к сохранению и улучшению качества товаров, продаваемых с товарным знаком, чтобы оправдать надежды потребителей. На рынке, который предлагает выбор, разочарованный потребитель не станет покупать вновь тот же самый товар. Тот, кто удовлетворен, будет склонен полагаться на товарный знак в своем решении сделать следующую покупку. Таким способом товарные знаки вознаграждают производителя, который постоянно предлагает высококачественные товары, в результате чего стимулируется экономический прогресс.