В. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

2.17. Товарные знаки — это не порождение нашего времени несмотря на то что их повсеместное присутствие имеет недавнее происхождение.

2.18. Товарные знаки как знаки происхождения проставлялись изготовителями кирпича, кожи, книг, оружия, кухонной утвари и других вещей даже в древних культурах. Этими знаками были либо буквы, обычно инициалы, либо иные символические обозначения, присутствовавшие в виде клейма на товарах для указания изготовителя продукции. Безусловно, эти знаки не выполняли их сегодняшнюю функцию облегчения распространения товара в сложной экономике. Тем не менее они обозначали важный элемент в праве на товарный знак, который действует и сегодня, а именно то, что знаки создают связь между товаром и его производителем. Такая маркировка использовалась также в качестве обозначений владения. Английское слово «brand (тавро), которое часто используется в качестве синонима «товарного знака» даже и сегодня, отражает этот обычай: «brand было маркировкой скота клеймом фермерами с помощью раскаленного железа.

2.19. Товарные знаки — cлово было создано лишь в XIX столетии— продолжали играть сходную роль на протяжении большого исторического периода, включая средневековье и столетия за его пределами.

2.20. Товарные знаки имели особое значение в растущем производстве товаров для экспорта. Так, изделия из металла изготавливались в Англии задолго до промышленного века, и произведенные сталь, оружие и столовые приборы несли на себе традиционные обозначения их английских изготовителей. Это столь же верно по отношению и к драгоценным металлам. Даже сегодня знаки, проставленные изготовителями серебряных чайников или подносов в Аугсбурге, Брауншвейге, Лондоне, Париже, Амстердаме или Петербурге (старое наименование Ленинграда) в XVI и XVII столетиях, доныне служат в качестве указателей для определения качества и происхождения таких товаров.

2.21. Гильдии представляли собой основную форму ремесленного производства со времен, когда началось преобразование городской жизни, основывающейся на профессиях, возглавляемых мастерами-ремесленниками, которые достигали этого статуса, лишь пройдя ученичество и создав свой шедевр. Условия производства подтверждались инспекторами гильдий. Использовались различные обозначения: обозначения гильдии, обозначение мастера-ремесленника, которое избиралось раз и навсегда при предоставлении ему статуса мастера; иногда использовалось обозначение подмастерья или местный знак. Эти обозначения могли принимать форму печатей, прикрепляемых к материалам, или пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов.

2.22. Цель заключалась в том, чтобы установить, соблюдается ли профессиональная организация как в отношении правил производства, так и в отношении соблюдения разделения задач различных профессий. Эти знаки, нацеленные на появление у ремесленников чувства ответственности, в большинстве случаев были обязательными и, как кажется, не играли сколько-нибудь значительной роли в привлечении покупателей.

2.23. Запрещалось использование знака, принадлежащего другому, и суровость наказаний, установленных в XVI столетии за подделки, показывает, что нарушения правил становились все более частыми вместе с упадком гильдий. Примерами являются эдикт 1544 года Карла Пятого, которым предписывалось исключение из профессии и отсечение правой руки, и французский Королевский Эдикт 1564 года, который устанавливал смертную казнь за поддельную маркировку парчи.

2.24. Во Франции гильдии были упразднены Законом от 17 марта 1791 года, а привилегии английских гильдий исчезли в 1835 году. Однако система гильдий приходила в упадок задолго до этого времени, уступая место нерегулируемым профессиям, международной торговле и, начиная с промышленной революции, крупномасштабным предприятиям. Исчезновение правил гильдий привело к исчезновению знаков гильдий, которые были заменены более современными типами товарных знаков в XVIII столетии.

2.25. Товарные знаки начали играть свою сегодняшнюю роль в течение предыдущего столетия. Появление массового производства, установление более сложной системы распределения товаров от изготовителя до по1супателя, растущая торговля товарами — все это принесло с собой необходимость повсеместно применимой идентификации товаров: товары должны были получать новые наименования дополнительно к своим естественным наименованиям, таким, как инструменты, спички, пиво и т. д.

2.26. С увеличением использования товарных знаков наступило и увеличение копирования. Дешевые ножи и вилки могли сойти за столовые приборы, например, из Шеффилда, путем копирования знаков изготовителей из Шеффилда. Таких случаев было много. Обычно законные пользователи знаков не имели средств остановить подделывателей. Маркировка их товаров не предоставляла им никакого юридически признаваемого права, а право в целом вряд ли было развито где-либо до такой степени, чтобы такая подделка могла преследоваться в качестве обманного действия или, говоря нашим современным языком, в качестве действия, противоречащего честной деловой практике. Коммерческая мораль обычно также не рассматривала такие действия как неправые. Однако с течением времени стали разрабатываться средства защиты судами либо стали приниматься меры к запрещению подделок товарных знаков законодательством.

2.27. В Англии средство защиты от такого нарушения было выработано судами, начиная с середины прошлого столетия. Достаточно подчеркнуть, что наступило время, когда пользователь товарным знаком стал рассматриваться как лицо, имеющее право на исключение других лиц от умышленного использования репутации, приобретенной им под данным знаком. Это было рождением знаменитой доктрины «выдачи за иное»: никто не вправе выдавать свои товары за товары другого лица.

2.28. Британское право в то время действовало во многих странах, включая регион Северной Америки, который стал Соединенными Штатами Америки.

2.29. После получения независимости Соединенных Штатов Америки в 1776 году процесс, приведший к отдельному правовому развитию в этой стране, был, конечно, медленным. В настоящее время правовая система Соединенных Штатов, имеющая все еще много общего с правовой системой Соединенного Королевства, безусловно является совершенно отдельной и независимой. В области товарных знаков были выработаны судебные решения, сходные с решениями в Соединенном Королевстве. В конечном счете коалиция владельцев товарных знаков стала настолько сильной, что убедила федеральный законодательный орган. Конгресс, принять закон о товарных знаках. Это было сделано в 1870 году, однако этот закон просуществовал лишь семь лет, когда он был объявлен неконституционным. Во всяком случае потребовалось время до 1905 года, когда был принят новый всеобъемлющий закон о товарных знаках. Довольно любопытно, что это было в том же году, когда в Соединенном Королевстве был принят новый закон о товарных знаках.

2.30. На континенте Европы в результате отсутствия системы наподобие британского обычного права охрана товарных знаков могла быть установлена только законодательной властью. Одной из первых стран, принявших всеобъемлющий закон, была Франция, в которой закон от 1857 года оставался в силе в течение более 100 лет. Многие европейские страны, такие, как Германия и Италия, все еще должны были обрести свое национальное единство. Так, в Германии правовая охрана зарегистрированных товарных знаков впервые была введена прусским распоряжением от 1874 года. Первый Имперский закон 1874 года, принятый спустя лишь три года после образования германской империи, был весьма ограничен по предмету регулирования и допускал к регистрации только изобразительные товарные знаки. Первый всеобъемлющий закон в Германии был принят в 1896 году. Развитие в соседних государствах было весьма сходным.

2.31. Развитие права на товарный знак в этом столетии можно свести к нескольким рубрикам: использование или регистрация как основа для возникновения прав; признание современных способов использования товарных знаков (уступка, лицензирование); признание новых теорий охраны товарных знаков.

2.32. Такое развитие достигалось не только законодательным путем; зачастую значительные подходы вырабатывались судебными решениями.

2.33. В отношении признания новых теорий охраны товарных знаков в этом столетии можно сослаться на британский Закон 1938 года и на Закон Бенилюкса о товарных знаках от 1970 года.

2.34. Британский закон впервые создал новые права для владельца товарного знака, а именно право исключить любое использование товарного знака, независимо от того, имеется ли вероятность смешения или нет. Так, согласно британскому праву представляется, что если конкурент ссылается на некую продукцию с товарным знаком для того, чтобы подчеркнуть преимущества своей собственной продукции, то ему можно по суду запретить нарушать право на товарный знак. Закон Бенилюкса также породил новое право, а именно право запрещать любое использование, вызывающее ущерб владельца товарного знака, независимо от сходства товаров. Эти примеры показывают, что традиционное понятие товарного знака как не более чем указателя происхождения уже не соответствует действительности, даже в пределах действующего законодательства.

2.35. Развитие права на товарные знаки внутри стран в значительной степени испытывало влияние развития в международной области. Особо упомянута должна быть Парижская конвенция. Парижская конвенция является основной международной конвенцией в области промышленной собственности, включая товарные знаки. Она дополняется Мадридским соглашением о Международной регистрации знаков, подписанной в 1891 году, представлявшим собой специальный союз для стран — членов Парижской конвенции. В аспекте истории права на товарные знаки важным моментом является то, что ратификация этих международных договоров и их трансформация в национальное законодательство существенно способствовали превращению области права промышленной собственности в ту международную область, каковой оно является ныне. Международные конвенции воплощают общие воззрения международного сообщества на право промышленной собственности, и стандартные положения этих договоров постоянно вносились в национальное законодательство, в особенности при пересмотре этих конвенций.

Литература к разделу В:

V. Plasseraut. Роль и функции патентов, промышленных проектов и моделей объектов как инструмент применения технологий. WIРО-СЕIРI/IР/SB/93/1.

А. Kreqer. Теория и история законодательства по товарным знакам. ВТМС/2.

С. ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.36. Идея охраны авторского права начала появляться с изобретением печатания, благодаря которому стало возможным размножать литературные произведения с помощью механических процессов вместо переписывания их от руки. Это привело к появлению новой профессии — печатников и книгопродавцев, называемых в Англии «stationers» (торговцы печатной продукцией). Эти предприниматели инвестировали значительные суммы в покупку бумаги, в покупку или изготовление печатных машин, а также в наем рабочей силы, что предусматривало авансирование средств, которое в течение определенного времени могло быть возмещено разумными поступлениями. В этой ситуации без какой-либо формы охраны от конкуренции путем продажи незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием; многие разорялись. Усиливался нажим в пользу обеспечения какой-то формы охраны; и она появилась в виде привилегий, предоставляемых различными властями; в Англии и во Франции — королями; в Германии — князьями различных государств. Эти привилегии давали бенефициариям исключительные права воспроизведения и распространения на ограниченное время с предоставлением средств защиты для осуществления права путем штрафов, арестов, конфискаций поддельных копий и, возможно, взыскания убытков. Создавшаяся в результате этого ситуация обладала многими из основных черт системы авторского права, которая известна нам сегодня.

2.37. К концу XVII столетия система привилегий, т.е. предоставление монопольных прав королевской властью, все более и более подвергалась критике и все громче звучали голоса авторов, утверждавших свои права. Это привело в Англии в 1709 году к появлению Статута Анны, признаного первым положением об авторском праве. Предмет этого закона был выражен в его длинном заголовке как поддержка учения и закрепление за правомочными владельцами права собственности на копии книг. Основным его действием было обеспечение за автором книги исключительного права на напечатание и опубликование ее в течение 14 лет с даты первой ее публикации; естественно, он мог продать это право и обычно продавал его книгопродавцу. Закон также предусматривал, что в конце этого первого срока в 14 лет начинался второй срок охраны, которая опять-таки предоставлялась первоначально автору, если он был в живых; таким образом общее действие заключалось в создании срока охраны авторского права, длившегося 28 лет с даты первой публикации. В отношении книг, уже напечатанных на момент принятия Закона, предусматривался единый срок охраны в 21 год. Таким образом. Закон делал ударение на охране от несанкционированного копирования опубликованных произведений, и на практике наибольшую выгоду получили издатели/книгопродавцы. Следует заметить, что Закон устанавливал условие о регистрации и депонировании; опубликованные книги должны были регистрироваться в Stationers Hall (Центре книгоиздательств), а копии должны были депонироваться для использования университетами и библиотеками (количество копий в конечном итоге достигло девяти).

2.38. В XVIII столетии имели место длительные споры и судебные разбирательства относительно соотношения авторского права согласно общему праву и авторского права согласно Статуту Анны. Окончательное решение было выработано Палатой лордов в деле Дональдсон против Беккета в 1774 году, согласно которому по общему праву автор имел исключительное право напечатания и опубликования своих книг, но как только книга была опубликована, права на нее регулировались исключительно Статутом. Это регулирование неопубликованных произведений на основе общего права длилось до принятия Закона об авторском праве в 1911тоду, который его отменил; и ныне авторское право в Англии основывается только на положениях закона.

2.39. Во Франции эволюция от системы привилегий к системе авторского права была частью общих изменений в жизни Франции, вызванных революцией, которая отменила привилегии всех видов, включая привилегии издателей. В 1791 и в 1793 годах Конституционная ассамблея приняла два декрета, которые заложили основу французской системы авторского права. Декретом 1791 года обеспечивалось право автора на публичные исполнения в течение всей его жизни, а также в течение 5 лет после его смерти в пользу его наследников и лиц, которым уступлено это право, а Декретом от 1793 года автору давалось исключительное право воспроизведения его произведений в течение его жизни, а также 10 лет после его смерти в пользу его наследников и правопреемников. Мы сразу же видим различие в подходе в отличие от Статута Анны. Во Франции эти права описываются как «права автора» и они используются в течение жизни автора независимо ни от опубликования, ни от соблюдения таких формальностей, как регистрация.

2.40. Однако и в Англии и во Франции эти права рассматривались по существу как права собственности, просто обеспечивая автору либо его наследнику или правопреемнику имущественную ценность охраняемого произведения.

2.41. Дальнейшим развитием, которое следует отметить, было появление в Германии философских концепций, выработанных такими философами, как Кант, которые видели в авторском праве или праве автора не просто форму собственности, обеспечивавшую автору или владельцу права имущественные выгоды. Они рассматривали литературную и иную творческую деятельность автора как продолжение или отражение личности автора, в отношении которой он имел право в силу естественной справедливости на охрану как части его личности. Эта концепция оказала большое влияние на развитие авторского права в континентальной Европе, и в частности привела к развитию «droit moral» или моральных прав (неимущественных прав авторов).

2.42. В заключение этого краткого исторического обзора следует обратиться к Соединенным Штатам Америки и отметить, что до 1976 года, когда был принят действующий в настоящее время Закон Соединенных Штатов об авторском праве, авторское право в Соединенных Штатах базировалось в значительной степени на первоначальных положениях английского Статута Анны. Так, первый федеральный американский закон, принятый в 1790 году, предусматривал охрану книг, карт и морских карт на срок в 14 лет с даты первой публикации, который мог быть продлен на следующий срок, если автор оставался в живых по истечении первого срока, при условии соблюдения строгих требований регистрации и депонирования. Эти черты сохранились в праве Соединенных Штатов до 1976 года, когда был принят действующий ныне закон, который изменил срок охраны на время жизни автора плюс 50 лет, тем самым приведя его в соответствие практически со всеми странами, где действует авторское право; Закон 1976 года, однако, сохранил требования регистрации и депонирования, которые имеют источником своего происхождения Статут Анны 1709 года.

2.43. Существо концептуальных различий между системами общего права и гражданского права заключается в следующем: страны общего права рассматривают авторское право фактически как форму собственности, которая может быть создана автором физическим или юридическим лицом и которая, будучи созданной, может использоваться коммерческим способом так же, как любая иная форма собственности, при этом составляющие его правомочия направлены исключительно на пользование имущественным потенциалом этой собственности. В странах гражданского права право автора также рассматривается в качестве имеющего черты «собственности» и авторское право в той же степени, что и в системе общего права, стремится охранять имущественное содержание этой собственности; однако, и в этом заключается различие, имеется дополнительное измерение прав автора, т. е. интеллектуальная или философская концепция того, что произведение автора является выражением его личности, которое в силу естественной справедливости требует охраны в той же степени, что и имущественный потенциал произведения.

2.44. Международный период охраны авторских прав начался с подписания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Последующие пересмотры Бернской конвенции продолжали совершенствовать международную систему охраны авторского права в свете постоянного технологического прогресса, затрагивавшего авторские и смежные права.

Литература к разделу С:

D. de Fraitas. Основные особенности охраны авторских прав в различных законодательных системах. WIРО/СR/КL/86/5.

 

ГЛАВА 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности...

ГЛАВА 3

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

А. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ВОИС)

(а) История ВОИС

3.1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является одним из шестнадцати специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций (ООН). «Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности» была подписана в Стокгольме в 1967 году и вступила в силу в 1970 году. Однако ВОИС ведет свое происхождение с 1883 года, когда была принята Парижская конвенция, или с 1886 года, когда была принята Бернская конвенция. Обе эти конвенции предусматривали создание международных секретариатов и работали под наблюдением федерального правительства Швейцарии. Всего несколько сотрудников, которые выполняли административную работу по обеим конвенциям, располагались в городе Берне, Швейцария.

3.2. Первоначально в администрации двух конвенций существовало два секретариата (один — по промышленной собственности и один — по авторскому праву). В 1893 году оба секретариата были объединены. Организация, которая сейчас известна как ВОИС, с течением времени имела различные названия. Прежде чем она стала называться ВОИС, она называлась БИРПИ, что является сокращением от полного французского названия организации — Объединенное международное бюро по охране интеллектуальной собственности. В 1960 году БИРПИ переехало из Берна в Женеву.

3.3. На дипломатической Конференции в Стокгольме в 1967 году, когда была учреждена ВОИС, были пересмотрены административные и заключительные положения существовавших на то время многосторонних договоров, административные функции которых выполняло БИРПИ. Эти положения должны были быть пересмотрены, поскольку страны — члены организации стремились, чтобы ВОИС, которая, разумеется, была организацией, объединяющей правительства, стала независимой от швейцарского правительства и приобрела тот же самый статус, который имели другие межправительственные организации, с тем, чтобы ВОИС стала специализированным учреждением системы международных организаций ООН.

3.4. Среди специализированных учреждений ООН наиболее известными являются Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Их часто называют специализированными учреждениями ООН, поскольку каждая из них обладает специфическими знаниями и опытом, применив этот опыт работы в конкретной области деятельности, которая представляет большую ценность для международного сообщества. Так, например, МОТ специализируется в вопросах рынка труда, ЮНЕСКО — в области образования, науки и культуры, ВОЗ — в области здравоохранения, ФАО — в области производства продуктов питания и сельского хозяйства, а ВОИС — в области интеллектуальной собственности.

3.5. До Второй мировой войны большинство международных организаций, которые сейчас называются специализированными учреждениями, не существовало. Они были созданы с конкретной целью решения конкретных задач в определенной области деятельности на международном уровне. Однако некоторые международные организации, такие, как МОТ, Международный почтовый союз. Международный союз радиосвязи, уже существовали, превратились в серьезные межправительственные организации в соответствующих областях деятельности задолго до образования Организации Объединенных Наций. После создания ООН эти организации стали специализированными учреждениями этих организаций.

3.6. Сходным образом, задолго до образования ООН, БИРПИ была международной организацией, регулировавшей вопросы в области интеллектуальной собственности. ВОИС, как правопреемник БИРПИ, превратилась в специализированное учреждение ООН после подписания соглашения по этому вопросу между ООН и ВОИС, которое вступило в силу 17 декабря 1974 года. Межправительственная организация может стать специализированной организацией ООН только в результате подписания такого соглашения.

3.7. Специализированное учреждение, хотя и принадлежит к большой семье Организации Объединенных Наций, сохраняет свою независимость. Каждое специализированное учреждение имеет своих членов. Все страны — члены Организации Объединенных Наций имеют право стать членами всех специализированных учреждений, но фактически членами специализированных учреждений становятся не все страны — члены ООН. Каждое государство принимает свое собственное решение по поводу того, хочет ли оно или не хочет стать членом каждого специализированного учреждения ООН. Так, например, хотя Швейцария не является членом Организации Объединенных Наций, она тем не менее является членом ВОИС. Каждое специализированное учреждение имеет свой собственный устав, свои собственные руководящие органы, своего собственного избранного руководителя, свой доход, свой бюджет, своих сотрудников, свои программы и виды деятельности. Существуют механизмы координации деятельности между специализированными учреждениями и с ООН. Но тем не менее каждое учреждение остается хозяином своей судьбы и несет ответственность в соответствии со своим уставом перед руководящими органами, которые состоят, разумеется, из стран — членов данной организации.

3.8. Соглашение между ООН и ВОИС признает, что ВОИС, в рамках компетенции ООН и ее органов, ведет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами, договорами и соглашениями, административные функции которых она выполняет, с целью способствовать развитию творческой интеллектуальной деятельности и облегчения передачи технологии, относящейся к промышленной собственности в развивающихся странах, с целью ускорения экономического, социального и культурного развития.

(b) Структура

3.9. Уставом ВОИС, его основополагающим документом является Конвенция, подписанная в Стокгольме в 1967 году. Описание структуры ВОИС включает в самом общем виде ответы на следующие вопросы: какова цель межправительственной организации? Административные функции каких союзов выполняет ВОИС? Какие государства входят в ВОИС? Каковы задачи ВОИС? Как осуществляется руководство и управление организации?

3.10. В чем смысл существования межправительственной организации интеллектуальной собственности? Права интеллектуальной собственности ограничены территориально; они существуют и могут осуществляться только в пределах юрисдикции одной страны или нескольких стран, в соответствии с законами которых они были предоставлены. Но плоды творческой деятельности, включая изобретательские, идеи, с легкостью пересекают государственные границы, а учитывая взаимозависимость государств, этот процесс должен поощряться. Более того, учитывая все возрастающее сходство подходов и процедур в области интеллектуальной собственности в различных странах, представляется совершенно разумным осуществлять упрощение практических процедур с помощью международной стандартизации и взаимного признания прав и обязанностей между государствами. Именно поэтому правительства, используя переговорный процесс, приняли многосторонние договоры о различных областях интеллектуальной собственности, каждый из которых учреждает союз стран, который приходит к соглашению предоставлять гражданам других стран союза ту же самую охрану, которую они предоставляют своим гражданам, а также применять определенные общие правила, стандарты и практические нормы.

3.11. Союзы, административные функции которых выполняет ВОИС, основаны на договорах. Союз состоит из всех государств, которые присоединились к данному конкретному договору. Название договора в большинстве случаев использует географическое название того места, где впервые был принят текст договора (например, Парижский союз, Бернский союз и так далее). Договоры бывают трех категорий.

3.12. Первая группа договоров создает международную систему охраны, то есть это договоры, которые являются источником юридической охраны, согласованной между странами на международном уровне. Например, три договора по промышленной собственности относятся к этой категории. Это Парижская конвенция. Мадридское соглашение об ответственности за ложные или искаженные указания мест происхождения товаров и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации.

3.13. Ко второй категории относятся договоры, целью которых является обеспечение международной охраны. Сюда можно отнести шесть договоров по промышленной собственности. Это договор о патентной кооперации (РСТ), который обеспечивает подачу международных заявок на патенты. Мадридское соглашение, касающееся международной регистрации товарных знаков. Лиссабонское соглашение, которое уже было упомянуто выше, поскольку оно относится как к первой, так и ко второй категории. Будапештский договор по международному депонированию штаммов микроорганизмов для целей патентной процедуры и Гаагское соглашение, касающееся международного депонирования промышленных образцов.

3.14. Третья группа включает договоры, создающие классификационные системы, а также процедуры для их совершенствования и постоянного обновления. К этой категории относятся четыре договора, и все они имеют дело с промышленной собственностью. Это соглашение о международной патентной классификации (МПК), Ниццское соглашение, касающееся международной классификации товаров и услуг для целей регистрации знаков, Венское соглашение по международной классификации изобразительных элементов товарных знаков и Локарнское соглашение по международной классификации промышленных образцов.

3.15. Работа по периодическому пересмотру этих договоров и созданию новых требует постоянного международного сотрудничества и организации переговорного процесса, который обеспечивается специальным секретариатом. ВОИС предоставляет свою структуру и службы для проведения этой работы.

(с) Функции

3.16. Деятельность ВОИС в основном ведется по трем направлениям: регистрационная деятельность, обеспечение межправительственного сотрудничества по административным вопросам интеллектуальной собственности и программная деятельность. Все эти виды деятельности направлены на достижение основных задач ВОИС, а именно способствовать поддержанию и росту уважения к интеллектуальной собственности во всем мире для того, чтобы создать благоприятные условия для промышленного и культурного развития путем стимулирования творческой деятельности и облегчения передачи технологии при распространении литературных и художественных произведений.

3.17. Регистрационная деятельность ВОИС включает в себя прямые услуги заявителям и владельцам прав на промышленную собственность. Этот вид деятельности включает в себя получение и обработку международных заявок в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), имеет международные регистрации знаков или предоставление для регистрации промышленных образцов. Обычно эта деятельность финансируется за счет пошлин, выплачиваемых заявителями, что составляет около трех четвертей бюджета ВОИС.

3.18. Деятельность по межправительственному сотрудничеству по административным вопросам интеллектуальной собственности в основном сосредоточена на руководстве работой фондов патентных документов, используемых для проведения поиска и составления ссылок, а также разработки методов облегчения доступа к информации этих фондов; работе по обновлению международных классификационных систем; составлении все более усложняющихся статистических данных; составлении региональных обзоров по состоянию правовых норм в области промышленной собственности и авторского права.

3.19. ВОИС постоянно обновляет свои полный и общедоступный фонд законодательных актов по промышленной собственности и авторскому праву, отрывки из которого публикуются в ежемесячном Бюллетене ВОИС и на компакт-диске под названием «IPLEX».

3.20. Основную работу ВОИС составляет так называемая программная деятельность, которая включает обеспечение более широкого признания существующих договоров, обновление по мере необходимости этих договоров путем их пересмотра, включая новые договоры, а также организация и участие в деятельности по сотрудничеству в целях развития.

(d) Администрация

3.21. Конвенция, учреждающая ВОИС, предусматривает создание четырех различных органов: Генеральная ассамблея; Конференция; Координационный комитет и Международное бюро ВОИС (или Секретариат).

3.22. Высшим органом ВОИС является Генеральная ассамблея. Кроме прочих полномочий и функций в задачу Генеральной ассамблеи входит назначение Генерального директора по представлению Координационного комитета; она также рассматривает и утверждает доклады и результаты работы Координационного комитета и докладывает Генеральному директору ВОИС по всем вопросам, касающимся организации; она принимает финансовые правила работы ВОИС, одобряет двухлетний бюджет по расходам, общий для всех союзов; утверждает меры, предлагаемые Генеральным директором, касающиеся руководства международными соглашениями, направленными на обеспечение охраны интеллектуальной собственности; определяет рабочие языки Секретариата, принимая во внимание практику работы ООН; она также определяет, какие государства, не являющиеся членами ВОИС, и какие межправительственные и международные неправительственные организации могут быть допущены в качестве наблюдателей на различные встречи и заседания.

3.23. Генеральная ассамблея состоит из всех государств, которые являются членами ВОИС, а также являются членами любого из ее союзов.

3.24. В отличие от Генеральной ассамблеи. Конференция состоит из всех государств, которые являются членами ВОИС, вне зависимости от того, являются ли они членами какого-либо союза. Функции Конференции могут быть разбиты на пять групп. Первая, Конференция представляет из себя форум для обмена мнениями между всеми странами — членами ВОИС по вопросам, касающимся интеллектуальной собственности, и в этом контексте Конференция, в частности, может делать любые рекомендации по этим вопросам, с должным учетом компетенции и автономии отдельных союзов. Во-вторых, Конференция является органом, который разрабатывает двухлетние программы сотрудничества в целях развития для развивающихся стран. И в-третьих, одобряет бюджет для этих целей. В-четвертых, в компетенцию Конференции входит принятие поправок Конвенции, учреждающей ВОИС. Предложения по поправкам Конвенции могут выдвигаться любым государством — членом ВОИС, Координационным комитетом или Генеральным директором. В-пятых, Конференция, как и Генеральная ассамблея, может определять, какие государственные организации допускаются в качестве наблюдателей на ее заседания.

3.25. Координационный комитет является одновременно консультативным органом по вопросам, представляющим общий интерес, и исполнительным органом Генеральной ассамблеи и Конференции. Координационный комитет консультирует различные органы союзов и ВОИС по вопросам, представляющим общий интерес для двух или более союзов или для одного или более союзов и самой ВОИС, в частности по вопросам расходной части бюджета, общей для всех союзов. Координационный комитет также готовит проекты повесток дня Генеральной ассамблеи и Конференции, а также проекты программ и бюджета Конференции.

3.26. Четвертым органом ВОИС является Международное бюро ВОИС, или Секретариат. Оно возглавляется Генеральным директором, и в настоящее время количество его постоянных сотрудников насчитывает 450 человек из более чем 60 стран, которые набираются в соответствии с принципами справедливого географического распределения, принятым в системе ООН.

(е) Членство

3.27. В Конвенции, учреждающей ВОИС, указывается, что членом организации может стать любое государство, которое является членом любого из союзов, а также государство, которое не является членом какого-либо союза, но является членом Организации Объединенных Наций, любого специализированного учреждения ООН или Международного агентства по атомной энергии, или подписало статут Международного суда справедливости, или было приглашено Генеральной ассамблеей ВОИС стать членом ВОИС. Таким образом, членами ВОИС могут быть только государства, как и в случае других специализированных учреждений ООН.

3.28. Для того чтобы стать членом ВОИС, государство должно сдать на хранение свои ратификационные грамоты или документ о присоединении к ВОИС Генеральному директору ВОИС в Женеве. Государства — члены Парижской или Бернской конвенций могут стать членами ВОИС, только если они уже связаны положениями или одновременно ратифицировали или присоединились по крайней мере к административным положениям Стокгольмского (1967) акта Парижской конвенции или Парижского (1971) акта Бернской конвенции.

3.29. На 1 октября 1996 года членами Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), были 157 государств: Албания, Алжир, Андорра, Ангола, Аргентина, Армения, Австралия, Австрия, Азербайджан, Багамские острова, Бахрейн, Бангладеш, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Бенин, Бутан, Боливия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Бруней-Даруссалам, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Камбоджа, Камерун, Канада, Центральная Африканская Республика, Чад, Чили, Китай, Колумбия, Конго, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Хорватия, Куба, Кипр, Чешская Республика, Демократическая Народная Республика Корея, Дания, Эквадор, Египет, Сальвадор, Эстония, Фиджи, Финляндия, Франция, Табон, Гамбия, Грузия, Германия, Тана, Греция, Гватемала, Гвинея, Гвинея-Бисау, Твиана, Таити, Святой Престол, Гондурас, Венгрия, Исландия, Индия, Индонезия, Ирак, Ирландия, Израиль, Италия, Ямайка, Япония, Иордания, Казахстан, Кения, Кыргызстан, Лаос, Латвия, Ливан, Лесото, Либерия, Ливия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Мавритания, Маврикий, Мексика, Монако, Монголия, Марокко, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Никарагуа, Нигер, Нигерия, Норвегия, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Республика Корея, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Руанда, Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Сингапур, Словакия, Словения, Сомали, Южная Африка, Испания, Шри-Ланка, Судан, Суринам, Свазиленд, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Таиланд, бывшая Югославская Республика Македония, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Туркменистан, Уганда, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенное Королевство, Объединенная Республика Танзания, Соединенные Штаты Америки, Уругвай, Узбекистан, Венесуэла, Вьетнам, Йемен, Югославия, Заир, Замбия и Зимбабве.

Литература к разделу А:

Международное бюро ВОИС. Основы ВОИС: Задачи, организационная структура и деятельность; Программа сотрудничества в целях развития. WIРО/АСАD/94/2.

Международное бюро ВОИС. Организация, функции и деятельность ВОИС. WIРО/IР/SUV/93/3(а). Международное бюро ВОИС. ВОИС, что это и что она делает?. ТМР/КL/4.

Международное бюро ВОИС. Общая информация. WIPO/400(E)(1994).