Решение проблемы внешнего долга

Восстановление позиций России во внешней политике

Дефолт 17 августа 1998 г. нанес удар по внешнеполитичес­ким позициям России. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял порядка 60% ВВП (132,8 млрд. долларов), а суммарный внешний долг — 177,7 млрд. долларов. Способность России своевременно производить выплаты по долгу ставилась под сомнение всеми кредиторами. Кредиторы, в первую очередь МВФ, а также члены Парижского клуба, стремились ис­пользовать долговую проблему для оказания давления на Россию.

После избрания Президентом РФ Владимира Путина по­зиции кредиторов в отношении России несколько смягчились. Снижение угрозы сепаратизма в России сделало ситуацию в стране более предсказуемой для зарубежных партнеров. Улуч­шение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнктуры, развитие производства и экономический рост внутри страны сняли с по­вестки дня разговоры о реструктуризации или списании внеш­него долга. Лишь осенью 2001 г. удалось договориться с Чехи­ей о списании 2,5 из 3,6 млрд. долларов задолженности. В 2006 г. Россия выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов.

Москва пыталась получить средства и со своих должни­ков. К 1991 г. 57 стран были должны Советскому Союзу порядка 150 млрд. долларов. Однако, поскольку кредиты выдавались за­частую по политическим мотивам, в рублях или переводных руб­лях, а также в товарах, большинство стран отказывалось призна­вать курс Госбанка СССР. Более того, после вступления в 1997 г. в Парижский клуб кредиторов Россия согласилась списать от 70 до 90% задолженности перед СССР. Наконец, долги большин­ства государств России являлись бесперспективными, т.е. вероят­ность возврата долгов была минимальная. Рыночная стоимость долгов перед СССР оценивалась экспертами в 5—7 млрд. долларов.

В декабре 2000 г. Президент России находился с визитом на Кубе. Ее долг перед СССР составляет более 22 млрд. долларов. Кубинскому лиде­ру Ф. Кастро было сделано предложение об урегулировании долга в рамках Парижского клуба. Кастро отказался, предложив России, в свою очередь, платить за аренду разведывательного центра в Лурдесе 200 млн. долларов ежегодно. В результате было принято решение о нецелесообразности со­держания военной базы в Лурдесе, поскольку такую же информацию можно получать через спутники.

Аналогичную цель — договориться о возвращении долгов — имела по­ездка во Вьетнам 1—2 марта 2001 г. Было достигнуто соглашение о реструк­туризации вьетнамского долга, который составлял порядка 10 млрд. долларов.

Всего с 1997 по 2006 г. Россия списала долгов на сумму около 40 млрд. долларов. Однако надо подчеркнуть, что большая часть этих долгов была бесперспективной, т.е. шансов на их возврат не было.

Возвращая собственные долги, Россия должна была еже­годно выделять на эти цели порядка 13 млрд. долларов. Пик выплат приходился на 2003 г. (19 млрд. долларов). Но благопри­ятная внешнеэкономическая конъюнктура, профицит бюджета и положительное сальдо торгового баланса позволили преодо­леть пиковые выплаты в 2003—2005 гг. и даже досрочно пога­шать долги.

Для досрочного погашения долга были использованы воз­можности Стабилизационного фонда. Россия досрочно полностью расплатилась по долгам перед МВФ. Также была достигнута до­говоренность о полном погашении задолженности перед Парижс­ким клубом. Россия избавилась от наиболее обременительных долгов, которые брала под высокие проценты (до 15% годовых).

А.Д. Жуков, вице-премьер Правительства России, отмечал:

«Деньги у Парижского клуба брало советское правительство, когда без иностранных кредитов обойтись было нельзя, и нам выкручивали руки, давая деньги под очень высокие проценты. Сейчас Россия может брать деньги на гораздо более выгодных условиях, и поэтому продол­жать платить такие высокие проценты нецелесообразно».