Дефолт 1998 г.

X. 15. Экономическое развитие РФ в 1994-1999 годах. Внутриполитическая ситуация в России (1994-1999).

Статья 7

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономи­ческого пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

— сотрудничество 8 области охраны окружающей среды, учас­тие в создании всеобъемлющей международной системы экологичес­кой безопасности;

— вопросы миграционной политики;

— борьба с организованной преступностью...

15. На основании предложенного документа определите концеп­цию внешней политики. Определите новые опасности и проблемы.

Из Послания Президента Российской Федерации Б.Н. Ель­цина Федеральному Собранию Российской Федерации. 1997 г.

Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы международных отношений, которая исходит из того, что наш мир — многополюсный, что в нем не должно быть доминирования ка­кого-то одного центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна излагала неоднократно, в том числе на Генеральной Ассамблее ООН. Суть проста: мир XXI века должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше — на силу права. Именно поэтому мы предлагаем заключить Договор о ядерной стабильности и безопас­ности с участием всех ядерных держав и провести 3-ю Конферен­цию мира.

 

К 1998 г. долг Российской Феде­рации перед международными кредит­ными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим.

Положение усугублялось неблагоприят­ной международной конъюнктурой, ко­торая характеризовалась двумя опасны­ми для экономики России тенденциями.

Первая — международный финансовый кризис, который разразился с осени

1997 г. Рынки стран Юго-Восточной Азии дестабилизировались. Акции мно­гих компаний стали падать в цене, и инвесторы начали выводить деньги на более надежные рынки Европы и США.

Россия попала в эту волну. Инвестиции стали уходить из экономики. Для страны это означало сокращение налоговых сборов, спад производства и невыполнение бюджетных обязательств. Вторая беда — резкое падение цен на нефть с начала 1998 г. В итоге они опустились ниже 10 долларов за баррель, что делало добы­чу нефти в России невыгодной.

Важным фактором развития кризиса стало то, что значи­тельная часть внимания и усилий российской элиты была на­правлена на разрешение политических, а не экономических проблем. В марте 1998 г. Президент Б.Н. Ельцин отправил в отставку правительство Черномырдина. Новым премьером был назначен С.В. Кириенко. Он был утвержден Государственной Думой с третьей попытки только в конце апреля, а правительство было сформировано лишь к середине мая 1998 г. Время для необходимых решений оказалось упущенным. Из-за смены пра­вительства соглашение с МВФ о финансировании программы в 1998 г. было заключено только в конце июня, что породило неопределенность и неуверенность на рынках.

Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по ГКО. Летом 1998 г. правительство должно было вы­платить 60 млрд. долларов по внешнему и внутреннему долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд. рублей, долг оборон­ному заказу — 17 млрд. рублей. Доходы в этот же период составили чуть бо­лее 20 млрд. долларов.

Кроме того, на России лежали долги СССР. Резко ухудшившееся эко­номическое положение заставило просить об отсрочке выплаты по долгам, на что западные кредиторы были вынуждены согласиться. Начавшееся еще в годы перестройки ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и дру­гими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвра­щение ими старых советских долгов. Тем не менее в 1997 г. Россия призна­ла задолженность царского и Временного правительств французским держа­телям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компен­сацию. Сумма долгов (с учетом процентов) составила около 130 млрд. долларов, которые делились на долги государственным структурам и част­ным владельцам ценных бумаг (Парижский и Лондонский клубы).

В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Бы­ла проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить дол­ги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов ком­мерческих банков иностранным инвесторам. Это последнее реше­ние не имело отношения к государственным интересам — госуда­рство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев банков. Разразился невиданный преж­де скандал. 23 августа Ельцин отправил правительство С.В. Кири­енко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е.М. Примаков.

В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько круп­ных банков разорились. Вклады населе­ния в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реаль­ном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из ком­мерческих банков. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни ты­сяч людей, принадлежавших к так на­зываемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.

Тем не менее, троекратная де­вальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с им­портными товарами. Ситуация в экономике стала стабилизиро­ваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприят­ные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.