Время стабилизации и застоя: причины и последствия
После смещения Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И. Брежнев . Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.
В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и кончая отраслевыми и республиканскими. На XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 г., был восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым.
В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитии советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н. Косыгина , занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм — это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х гг. экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.
Реформы середины 60-х гг. затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Колхозникам вводилась гарантированная оплата труда деньгами и продуктами. Надо признать, что жизненный уровень сельского населения 70-е гг. значительно вырос, однако ликвидировать разницу между городом и деревней, как одно из программных положений партийной программы, так и не удалось. Гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. Главное было в том, что отчуждение работника на земле от средств производства, привело к «раскрестьяниванию» сельского труженика, и никакие стимулирующие меры не помогали. Колхозный строй, зажатый жесткими тисками командно-административной системы, хирел и деградировал. Особенно остро этот процесс проходил в нечерноземных регионах. Население деревень покидало родные места и уходило в город. Русская деревня старела и умирала. Катастрофическое состояние дел было в сфере транспортировки и хранения сельскохозяйственных продуктов. Инфраструктура этой отрасли была настолько несовершенна, что только в момент транспортировки продуктов, а также в процессе их хранения, экономика теряла сотни миллионов рублей, и это при наличии дефицита продуктов в стране. Расточительность и бесхозяйственность нарастали как снежный ком. В этих условиях СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.
Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке. К этому времени в процесс материального производства были втянуты практически все наличные человеческие резервы. Главный ресурс экстенсивного способа развития — люди, был к этому времени исчерпан. Советский Союз все более отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. И эти тенденции усиливались еще из-за того, что стремясь достичь военного паритета с США , который все больше и больше закручивал спираль гонки вооружения, СССР был вынужден вкладывать в оборонные отрасли все больше своего национального валового продукта. Это приводило к серьезным структурным перекосам в отраслях экономики. Система все больше работала на цели, которые приходили в глубокое противоречие с интересами всего народа. Дефицит товаров и услуг становился перманентным. Очередь стала привычным пейзажем советского социума. Чтобы компенсировать оборонные затраты, государство было вынуждено все шире прибегать к экспорту продукта произведенного природой — нефти и газа. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. Нефть становится главным экспортным продуктом Советского Союза. Понимая, что построение коммунизма в нашей стране является идеологической фикцией, руководство поспешило заменить ее другой. Оно заявило о том, что в стране построен «развитой социализм». С этой целью в 1977 г. была принята новая Конституция. Новый основной закон государства должен был закрепить те социальные, экономические и национальные изменения, произошедшие в стране. Конституция провозглашала построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей — советский народ и создание в стране общенародного государства. В Конституции провозглашалось «дальнейшее развертывание социалистической демократии. Законодательно закреплялась роль КПСС (ст. 6) роль КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы». Но парадокс состоял в том, что именно в это время персонализация власти в стране достигла свое апогея. Недаром тогда говорили, что в СССР сложился режим «геронтократии», т.е. власти стариков. Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС превосходил 70-летний рубеж.
Таким образом, к концу 70-х — началу 80-х гг. в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах. Но те, кто стоял у власти, видимо придерживались известного тезиса французского короля Людовика XV , который в свое время цинично заявил: «После нас — хоть потоп». Весь общественный строй требовал обновления.
В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х гг. СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады . Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия ), затем два года работало в Женеве (Швейцария ) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства — введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., который сильно подорвал международный авторитет СССР и его позиции на международной арене.