Культура и быт петровской России

Крутые повороты исторического развития страны в немалой степени были обусловлены теми изменениями в области культуры, которые происходили, порой незаметно, на протяжении всего XVII в. Уже в эпоху Алексея Михайловича , с расширением международных контактов, происходит и углубление культурных контактов с Западной Европой. Культурный мир русского человека стал постепенно наполняться рационалистическими элементами, новыми смыслами, представлениями и интересами.

Медленно, под воздействием практических потребностей нового времени происходил процесс «обмирщения» русской культуры. Постепенно разворачивался процесс заимствования и перенимания культурных образцов и ценностей других культур. Например, уже в середине XVII в. в среде российской элиты наблюдалось увлечение всем польским: языком, литературой, музыкой, костюмом и т.д.

В эпоху Петра I ориентация на европейские ценности, увлечение европейской культурой и ее достижениями становятся явлением широким. Этому, безусловно, способствовали прагматические соображения, связанные с военным делом, торговлей и промышленным развитием. И, тем не менее, они были обусловлены самой притягательностью того особого мира европейской культуры, той системой ценностей, воздействие которых испытал на себе, посещая в свое время, немецкую слободу, будущий преобразователь России.

Уже с середины XVII в. в русском обществе зарождается и усиливается синдром превосходства Запада, и увлечения всем, что исходило оттуда. Сами мероприятия Петра по осуществлению стратегической программы выхода к Балтике определялись этим новым видением окружающего мира, наличием у него и его окружения новой ценностной парадигмы. Их стремлением осуществить преобразования по этому культурному образцу, многое переделать в России, так, как это было в европейских странах. Без понимания этой мировоззренческой составляющей трудно понять самого царя-реформатора, его борьбу с теми, кто стремился сохранить без изменений ту традиционную Русь, которая была милее их сердцу, чем грандиозные, но опасные и разрушительные для старины новации. Именно поэтому Петр пошел на проведение радикальной церковной реформы, превратив Русскую православную церковь в один из департаментов государства.

Скажу больше, сами реформы, их содержание и создаваемые вновь общественные институты и принципы управления были в решающей степени, более или менее удачными, копиями европейской цивилизации. Ярчайшим выражением этого устремления являлась практика широкой европеизации русского общества, начиная от насильственного внедрения иностранного платья и бритья бороды, до создания ассамблей, курения табака и прочих внешних атрибутов тогдашней европейской культуры. В целях интеграции была проведена синхронизация летоисчисления. Одним росчерком пера Петр ввел в России, с января 1700 г., новый календарь. Россия сразу «помолодела» на 5508 лет.

Важнейшим направлением в сфере формирования новой культуры в эпоху Петра стал процесс создания системы светского образования, имевшее поначалу сугубо прикладное, практическое назначение, поскольку государству необходимы были квалифицированные «винтики», приводящие в движение российскую экономику, промышленность, кораблестроение и т.д.

Уже в 1699 г. была учреждена Пушкарская школа. В ходе Северной войны были основаны Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Математическая школы, готовившие офицерские кадры среднего и высшего звена. Из Навигацкой школы вышли первые учителя математических, или цифирных школ. Выпускники Навигацкой школы могли продолжать образование в созданной в 1715 г. Морской академии. Из стен этой академии вышли такие известные деятели как адмирал С.И. Мордвинов , капитан А.И. Чичагов , гидрограф А.И. Нагаев и др. В 1707 г. в Москве было основано Медицинское училище.

Созданные для обучения цифирные школы, готовили чиновников. К 1725 г. по губерниям было открыто до 42 цифирных школ с общим количеством учеников в 2000 человек. Однако вскоре после смерти Петра эти школы стали приходить в упадок. В гарнизонных школах обучали солдатских детей, в горнозаводских готовили специалистов горного дела. С целью приобщения молодых дворян к учебе в 1714 г. указом Петра им было запрещено жениться без предъявления свидетельства об окончании ими цифирных школ. Можно констатировать, что в первой четверти XVIII в. была создана сеть общеобразовательных и специальных учебных заведений. В этот же период начинают выпускаться и первые учебники. Это первый учебник арифметики «Руковедение во арифметику», составленный И. Копиевским , и изданный в 1699 г. в Амстердаме . В 1703 г. в Москве была издана «Арифметика» Л.Ф. Магницкого .

Для широкого распространения грамотности и образования в 1708 г. было произведено введение гражданского шрифта взамен сложного старославянского.

В период с 1699 по 1725 гг. в России было издано около 600 книг, ведомостей и другой печатной продукции. В России с 1703 г. стали выходить газета «Ведомости». Сначала она выходила в Москве, а потом в Петербурге . Широким спросом у населения пользовались различные календари.

С реформами Петра пришла в Россию и европейская наука, носившая поначалу сугубо прикладной характер и подчиненная практическим целям. Среди научных работ этого времени на первом месте по достигнутым результатам следует поставить труды в области географии. Открытие новых земель Сибири , Дальнего Востока , Камчатки и Чукотки , необходимость их практического освоения, обусловили приоритет развития географического знания. Появляются отчеты об экспедициях и тех открытиях, которые были сделаны в ходе их. Создаются географические карты, расширявшие представления людей о мире. Тогда же были заложены основы этнографии.

Расширявшиеся контакты с Западом потребовали издания словарей. Из них особенный интерес представляет вышедший в 1704 г. словарь греческого, латинского и славянского языков Ф. Поликарпова при участии братьев Лихудов , С. Яворского и Р. Краснопольского . Экономическая литература того времени представлена была известным трактатом И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», написанный как секретный доклад царю.

В 1718 г. Петр I в своем известном предписании поставил задачу создания в России отечественной Академии наук. В январе 1724 г. проект о создании Академии был утвержден Петром. Особенностью проекта Академии было то, что в ней должны были быть объединены научно-исследовательские учреждения, университет и гимназия. Важной особенностью утвержденного проекта, было то, что в русской академии объединялись научно-исследовательские и педагогические функции. Преподавание планировалось вести на русском языке, что выгодно отличало российскую Академию от западных, где языком науки оставался латинский. Планировались три факультета: юридический, медицинский и философский. Четвертый факультет тогдашних университетов — богословский — был устранен из академического университета. 28 января 1724 г., после обсуждения проекта Академии Петр подписал устав Академии. Этот день и считается датой ее основания. В это же время в Россию были приглашены в качестве академиков известные западноевропейские ученые. Среди них крупный математик И. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли , математик Н. Бернулли , физик Х. Мартини , астроном и географ И. Делиль и др. Однако Петру не довелось дожить до открытия Петербургской Академии наук. В январе 1725 г. он умер. Академия наук начала свою работу только в декабре 1725 года.