Петровские реформы, их значение и исторические последствия

Переходя к рассмотрению вопроса о петровских реформах, необходимо особо подчеркнуть, что петровские реформы, их очередность и направленность, в первую очередь, определялись нуждами войны, которую вела Россия со Швецией и потребовавшей от нашей страны напряжения всех ее национальных сил.

Уже Азовские походы и строительство Азовского флота, огромные расходы, которые они повлекли, потребовали от правительства изыскания значительных финансовых средств. Именно этим можно объяснить создание Бурмистерской палаты и проводимую в 1699 г. городскую реформу. Вскоре Бурмистерская палата была переименована в Ратушу. В начале XVIII в. Ратуша превратилась в финансовый орган — центральное казначейство государства.

С началом Северной войны резко возросли расходы на армию. Достаточно сказать, что в период с 1701 по 1709 г г. доля военных расходов составляла от 80 до 95% всего государственного бюджета. По данным 1717 г. годовое содержание одного солдата обходилось государству в 28 руб. 40 коп. Содержание одного драгуна (конного воина) обходилось в 40 руб. 17 коп. Одного пехотинца содержали 35,5 душ мужского пола, одного драгуна — 50 душ.

Неудивительно, что проблема изыскания дополнительных источников финансирования становилась поистине стратегической задачей. С этого времени берет начало лихорадочная деятельность правительственного аппарата по взиманию с населения дополнительных денежных средств. Изобретательность петровских прибыльщиков по выколачиванию денег из населения была поистине неистощимой. Уже в январе 1699 г., по предложению А.А. Курбатова , был издан указ о введении гербовой бумаги «для пополнения своей, великого государя, казны». Налогами были обложены торговые бани, лавки, постоялые дворы, мельницы. Брали оброк с домашних бань: с бояр — 3 руб., с дворян и купечества — 1 руб., с крестьян — 15 коп. Обложена были податью русская борода. Дворяне и торговцы за разрешение носить бороду платили 60 руб., первостатейные купцы — 100 руб., прочие горожане — 30 руб. Крестьянская борода оплачивалась лишь одной копейкой. Устанавливались сборы со свадеб, с дубовых гробов и веников, с русского платья, извозчичьих хомутов, перевозов и речных судов и т.д.

В казну вошли рыбные ловли. В 1705 г. государство ввело монополию на продажу соли. Ее цена возросла сразу в два раза. В том же году правительство ввело монополию на продажу табака. Вместе с увеличением количества различных налогов возрастает доля косвенных налогов.

Резкий рост расходов на войну потребовал решительной перестройки всей финансовой системы государства. Основным видом налога в России, начиная с эпохи Алексея Михайловича , было подворное обложение , однако крестьяне, пользуясь поддержкой помещиков, стремились уклониться от обложения, соединяя несколько дворов в один с едиными воротами. Поэтому государство пошло по пути введения подушного обложения . Уже в 1710 г. в Азовской губернии было велено проводить сборы не со двора, а с лиц обоего пола (от 10 до 60 лет), так называемаяпоголовщина . В 1724 г. подушная подать была введена по всей России. Единицей налогообложения считался мужчина («душа»). Причем по своей абсолютной величине подушная подать оказалась тяжелее, чем обложение предшествующего периода. Наряду с крестьянами обложению подлежали и холопы и, тем самым, юридически они были приравнены к ним.

Если в целом говорить о результатах проведенных правительством Петра финансовых мероприятий, особенно в сфере налогообложения, то следует признать, что здесь были достигнуты определенные успехи. Государственные доходы выросли втрое. Они способствовали росту и укреплению вооруженных сил России ее победе над сильным противником.

Важнейшим инструментом проведения своей политики Петр считал армию и флот, созданию которых он уделял львиную долю государственных расходов и своего личного времени.

Переход к созданию регулярной армии наметился в нашей стране еще до поездки Петра за границу, однако выступления стрельцов, и роспуск стрелецкого войска значительно ускорили этот процесс. Регулярные войска Петра I формировались из двух источников. На базе уже существующих регулярных полков Преображенского, Семеновского, Бутырского в армию стали приглашать, за хорошее жалование, охотников из числа не закрепощенных людей. Другим источником комплектования армии было привлечение на службу так называемых даточных людей . Указом от 17 ноября 1699 г. были определены нормы поставки даточных разными категориями землевладельцев. Этот указ положил начало рекрутской системе , при которой с определенного количества дворов (в среднем с 25 дворов) привлекался один рекрут. В итоге с охотников и даточных было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка общей численностью 32 тыс. человек. С 1702 г. рядовой состав сухопутных войск и флота стал пополняться путем проведения регулярных рекрутских наборов. Впервые сам термин «рекрут» появился в Указе о наборе рекрутов от 20 февраля 1705 г. Окончательно рекрутская система сформировалась в 1710 г. Всего за период с 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора. К 1725 г. русские регулярные части насчитывали около 130 тыс. человек. К этому следует добавить конно-иррегулярные полки численностью 30 тыс. человек, а также казачьи и национальные формирования общей численностью 105—107 тыс. человек.

В первой четверти XVIII в., в ходе Северной войны, Россия создала на Балтике мощный военно-морской флот. К окончанию Северной войны по количеству кораблей балтийский флот России флот вдвое превосходил флот Швеции. В 20-е гг. XVIII в. возник русский флот и на Каспийском море.

Возраставший налоговый пресс, усталость и недовольство населения тяготами войны вылились в восстания в Астрахани, на Дону и в Башкирии. Все это заставило Петра приступить в 1708 г. к проведению на местах губернской реформы. Поначалу вся страна была разделена на 8 губерний. Во главе их были поставлены губернаторы. Ими были назначены доверенные люди Петра I. Губернии , в свою очередь, делились науезды . Для лучшего управления множеством уездов, несколько позже, были введены промежуточные территориальные единицы — провинции во главе с обер-комендантами.

Наметившийся к концу XVII в. процесс изменений государственных учреждений еще более ускорился в силу необходимости создания в условиях войны мобилизационной системы управления государством. В годы правления Петра I коренным образом была преобразована Боярская дума и Приказы. В 1699 г. была организована Ближняя канцелярия. Поначалу она называлась канцелярией Боярской думы. С 1708 г. она стала называться конзилией министров . В 1711 г. возник Сенат — высший орган власти, который был наделен судебными, административными и, в некоторой мере, законодательными функциями. Однако источником власти оставался монарх, который не делился с Сенатом властью. Сенат же и рассматривался лишь как инструмент в руках самодержца. В отличие от Боярской думы Сенат был полностью подконтрольным учреждением. С созданием Сената ушло окончательно в прошлое и местничество. В Сенат, в отличие от Боярской думы, назначались люди не по породе, а по служебной годности. Создание Сената открывало эпоху реформ центрального аппарата.

Уже в результате учреждения Ратуши и проведения первой губернской реформы 1708—1710 гг. в системе приказов произошли серьезные изменения. Была ликвидирована часть приказов, место которых заняла Ратуша. Губернская реформа затронула и территориальные приказы, которые передали свои финансовые функции губерниям, причем и сама Ратуша потеряла значение центрального финансового учреждения.

Используя опыт государственного управления в европейских государствах, начиная с 1711 г., в России разрабатываются проекты об учреждении коллегий. Преимущество коллегий перед приказами состояло в том, что коллегии вводили единый строго ведомственный (отраслевой) принцип разделения сфер управления и по сравнению с приказами они обеспечивали более полную централизацию государственного аппарата. Формирование системы коллегиального управления в России стало важным этапом формирования нового чиновничьего аппарата управления государством. Всю систему коллегий возглавлял Сенат. Таким образом, самодержавная власть получала в свои руки более гибкий и эффективный аппарат реализации ее воли в новых условиях.

Создание нового вида чиновничества, выполнявшего свои управленческие функции за жалование, остро поставило перед Петром вопрос о создании особой системы поощрения за усердие и рвение, и порядок прохождения службы. Так в 1722 г., был введен указом Петра I знаменитый Табель о рангах, который все должности разбивал на три ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. В каждом из которых было 14 рангов, или классов. Издание Табеля о рангах было важным рубежом в формировании российской бюрократии и одновременно важным моментом ее дальнейшего развития и укрепления.

Война повлекла за собой и серьезные изменения в сословной структуре российского общества. Необходимость расширения промышленного производства и развития мануфактур привело к тому, что по распоряжению правительства, в те отрасли, которые обеспечивали армию и флот, направлялись значительное количество крепостных крестьян, которые прикреплялись к этим заводам и мануфактурам и становились приписными, или посессионными рабочими. Поэтому развитие промышленного производства в России, в отличие от Запада, сопровождалось расширением крепостничества. Этот процесс захватил весь XVIII в. и начало XIX в.

В поисках дополнительных контингентов для обеспечения армии офицерским составом Петр предпринял, пожалуй, одну из важнейших и имевших далеко идущие последствия реформу. Речь идет о том, что согласно знаменитому петровскому Указу «О единонаследии» родовые вотчины и поместья были объединены под общим названием «недвижимых вещей» и уравнены в отношении порядка наследования. В результате огромный государственный фонд поместных земель окончательно сделался собственностью дворянства, Собственностью дворян стали и крестьяне, ранее прикрепленные к земле, но не к дворянам. Именно поэтому петровскую эпоху называют временем второго издания крепостничества. Именно с этого времени можно считать, что крепостное право стало выражением острой социальной несправедливости. После смерти Петра прикрепление дворян к службе все более ослабляется. Их положение в системе сословий российского общества все более определялось не обязанностями по отношению к государству, а привилегиями, которые дворянство постепенно отвоевывало, или приобретало у государства. Истоки «дворянократии» коренятся в петровской эпохе, когда «человек с ружьем» стал основной фигурой русского общества. Дальнейшая эволюция в этом направлении еще более подтверждает этот вывод.

Историческое значение петровских реформ состоит в том, что они были более или менее удачным ответом российского государства на непростые вопросы, которые задавало время. В реформах Петра были заложены основы дальнейшего развития России, укрепления ее авторитета в европейском сообществе, превращения ее в мировую державу. Вместе с тем тогда же возникли острые противоречия, которые подобно минам замедленного действия, сработали после смерти великого преобразователя. Они в немалой степени определили вектор и особенности развития российского общества в последующий период.