Либеральные реформы начала царствования Александра I

Заговор и убийство Павла I

Ход событий

Внешняя политика Павла I

В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Австрией, Турцией иНеаполитанским королевством. Задачей коалиции было изгнание французов из Италии.

– осенью 1798 г. русско-турецкая эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова направилась в Средиземное море и в 1799 г. Изгнала французов с Ионических островов;

– весной–летом 1799 г. русско-австрийская армия под командованием А.В. Суворова разбила французов при Адде, на реке Треббии и при Нови – вся Северная Италия была очищена от французских войск;

– войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова, в сентябре 1799 г. русские войска перешли Альпы (Швейцарский поход) и, оказавшись в окружении, без помощи со стороны австрийцев, одержали еще ряд побед, Суворову было присвоено звание генералиссимуса;

– Павел I расценил поведение английских и австрийских союзников как предательство, отозвал армию Суворова в Россию и разорвал союз с Англией и Австрией;

– заключен русско-французский союз, начата подготовка к совместному походу в Индию.

Союз с наполеоновской Францией и разрыв отношений с Англией были крайне непопулярны в России: дворянство видело в Наполеоне продолжателя французской революции, а Англия была главным торговым партнером и покупателем русского хлеба. Резкий поворот во внешней политике стал одной из причин организации заговора и свержения Павла I.

Начало заговора – создание и распространение мифов о сумасшествии Павла, подрыв авторитета императора. Организатор заговора – Санкт-Петербургский генерал-губернатор П.А. Пален, пассивное соучастие наследника императора великого князя Александра Павловича.

Причина организации заговора – недовольство дворянства внутренней и внешней политикой Павла. Свою роль сыграл успешный опыт дворцовых переворотов XVIII в.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики (граф П.А. Пален, генерал Л.Л. Беннингсен, последний фаворит Екатерины II П.А. Зубов с братьями, гвардейские офицеры) ворвались в покои императора в Михайловском замке, где и убили Павла I. Началось царствование Александра I.

 

 

В первые годы своего правления Александр I опирался в своей политике на "Непременный совет",состоявший из ветеранов екатерининских времен (П.А. и В.А. Зубовы, А.Р. Воронцов. П.В. Завадовский, Д.П. Трощинский, Г.Р. Державин) и "Негласный комитет", состоявший из молодых друзей царя (В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский). Начало царствования характеризуется осуществлением ряда реформ, задуманных под влиянием идей Просвещения (роль наставника Ф. Лагарпа):

Реформы в области государственного управления

– в 1802 г. устаревшие коллегии были заменены министерствами;

– в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.

Реформы в социальной сфере

– восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

– расширены права купцов, мещан и казённых крестьян – им разрешили покупать у помещиков незаселённые земли, что разрушило монополию дворянства на владение землёй;

– улучшилось положение крепостных крестьян – помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия;

– в 1803 г, был издан указ "О вольных хлебопашцах", дающий право помещику по своему желанию освобождать крестьян с землей или без земли, за выкуп или безвозмездно;

указы 1804–1805 гг. в определённой степени ограничивали крепостное право в Лифляндской иЭстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определёнными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды;

– продолжалась колонизация земель в Новороссии.

Реформы в области образования

– в 1803 г. было издано первое Положение "Об устройстве учебных заведений";

– в 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. – университет);

– издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например,Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

– созданы органы управления просвещением и образованием;

– в 1804 г. принят новый цензурный устав, смягчена цензура.

К 1805 г. под предлогом начавшейся войны с Францией реформы были приостановлены.