Последствия нашествия

Нашествие Батыя на Русь

В 1227 г. умер Чингисхан, перед смертью разделил свою державу на улусы и завещал завоевать весь мир. В 1235 г. на курултае было принято решение о новом большом походе в Европу. Его возглавил внук Чингисхана Батый.

– в 1236 г. монголо-татары разгромили Волжскую Булгарию;

– в декабре 1237 г. нападению подверглось Рязанское княжество. После 6-дневной осады Рязаньпала. Город подвергся жестокому разорению и на прежнем месте не возродился;

– в начале 1238 г. монголо-татары вторглись во Владимиро-Суздальскую землю. Решение встретить врага на границе княжества

– битва при Коломне (проиграна русскими). Князь Юрий Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо) отступил на север к реке Сити (собирать новые войска). Монголы сожгли Коломну, Москву (тогда – незначительный городок), взяли приступом и разорили Владимир, Суздаль, Ростов и другие города. 4 марта 1238 г. уничтожили русское войско на р. Сити, великий князь Юрий Всеволодович погиб;

– монголы двинулись на Новгород. Двухнедельная героическая оборона Торжка. За 100 верст от Новгорода неожиданно повернули на юг. Идя широкой "облавной сетью", разорили множество городов. 49 дней обороны небольшого городка Козельска. С наступлением лета 1238 г. монголы ушли в степь (лесистая местность непригодна для их кочевой жизни);

– весной 1239 г. начался поход Батыя на Южную Русь – разгромлен Переславль;

– осенью 1240 г. – новый поход, 93 дня осады Киева – 6 декабря 1240 г. взят и разорен.

– 1241 г. – захват Галицко-Волынского княжества.

После разгрома Южной Руси завоеватели двинулись в Европу, одержали победы в Польше, Венгрии, Чехии и вышли к границам Германии и Италии. Но, потеряв значительные силы на русской земле, Батый вернулся в Поволжье, где сформировал могущественную Золотую Орду (1242 г.).

В целом последствия монголо-татарского нашествия имели проявления во всех сферах жизни общества – социально-экономической, политической и культурной:

– особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города (из 74 городов Древней Руси, известных археологам, Батый разорил 49, причем 15 из них превратились в села, а 14 исчезли совсем), которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. В русских же городах на целый век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения;

– исчез ряд ремесленных специальностей, особенно в ювелирном деле: производство перегородчатой эмали, стеклянных бус, зерни, скани;

– уничтожен оплот городской демократии – вече;

– нарушены торговые связи с Западной Европой, русская торговля повернулась лицом на Восток;

– замедлилось развитие сельского хозяйства. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию;

– произошла консервация холопства, исчезавшего в Европе. Рабы-холопы оставались главной силой в собственных хозяйствах князей и бояр вплоть до начала XVI в.;

– застойным было состояние земледелия и форм собственности. В Западной Европе все большую роль играет частная собственность. Ее защищает законодательство и гарантирует власть. На Руси сохраняется и делается традиционной государственная власть – собственность, ограничивающая сферу развития частной собственности;

– в период ига на Руси в сложившихся феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных "служебников". Князья, в свою очередь, стремились распространить подобный тип отношений на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников – носителей традиций киевского вассалитета (Г.Н.Сердюков);

– в Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения ("бить челом", т.е. лбом). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы до сих пор лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере власти ордынского хана;

– под влиянием специфически азиатских правовых норм и способов наказания у русских размывалось традиционное, родоплеменное представление о карающей власти общества ("кровной мести") и ограниченности княжеского права наказывать людей (предпочтения "виры", штрафа). Карающей силой стало не общество, а государство в лице налога. Именно в это время Русь узнала "китайские казни": кнут ("торговую казнь"), отрезание частей лица (носа, ушей), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с X в., временем Владимира Святославовича;

– в условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства;

– в это же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщины, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту;

– промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. При посредничестве монголо-татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Если правящие классы Запада в X–XIII вв. в результате крестовых походов знакомились с культурой Востока как победители, то Русь, имея печальный опыт поражения, испытывала сильное влияние Востока в условиях кризиса традиционных ценностей;

– ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. Но, признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики;

– у русских в условиях ордынского ига и неприязненного отношения католических стран Запада развивалась национальная православная традиция. Церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Поэтому единство нации основывалось на осознании принадлежности к единой вере, идее богоизбранности русского народа;

– зависимость от монголо-татар, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводили к бракам русских князей с татарскими "царевнами", стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространявшихся от верхов общества до низов;

– иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами. Борьба за обретение государственной независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивались на основе внеполитической конфронтации с Ордой.

Таким образом, из-за разницы в темпе и направлении общественного развития в жизни Руси и Западной Европы, имевших в X–XII вв. сходные формы, к XIV–XV вв. возникли качественные различия.