Владимир Святославович и принятие христианства на Руси

Младший сын Святослава отправлен княжить в Новгород. В 980 г., опираясь на новгородцев и варяжскую дружину, разбил своего брата Ярополка и сел княжить в Киеве:

– попытка реформировать язычество – пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов:

Перун – бог грома и молнии, войны, покровитель дружины,

Сварог – бог неба, покровитель ремесленников,

Род и роженицы – божества плодородия,

Велес – бог скота, покровитель скотоводов,

Мокошъ –богиня женского рукоделия,

Даждьбог – бог Солнца,

Стрибог – бог ветра,

Ярило и Купала – боги весны и лета;

– попытка унифицировать языческий культ не была воспринята населением.

Причины принятия христианства:

– языческая Русь оказывалась в изоляции от принимающих христианство соседей (Польша, Венгрия) и христианской Европы;

– монотеизм (единобожие) соответствует сущности нового единого государства, монархической власти;

– расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир – калька земного);

– новая, более гуманная мораль.

Легенда ПВЛ о выборе веры: Владимир, выслушав проповедников ислама, иудаизма и христианства и мнения своих посланников в соседние страны, делает выбор в пользу христианства византийского образца.

Крещение Владимира произошло в 988 г. в ходе похода на Корсунь (Херсонес). Тогда же крестилась и княжеская дружина. По возвращении в Киев Владимир сокрушил языческих идолов и крестил киевлян. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранились многие суеверия и языческие обряды.

Значение принятия христианства:

– расцвет материальной культуры благодаря усилению контактов с Византией (архитектура, иконопись, фреска, мозаичное дело);

– распространение письменности, церковные рукописные книги, школы при монастырях;

– преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;

– укрепление княжеской власти;

– сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;

– усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси.

Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

Владимир не только начал христианизацию Руси, но и значительно расширил территорию, и укрепил обороноспособность государства:

– воевал с поляками, присоединил и другие "червенские города" (ныне – Западная Украина);

– покорил ятвягов и радимичей;

– отодвинул на день пути южную границу (с кочевниками);

– создал с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников.