Владимир Святославович и принятие христианства на Руси
Младший сын Святослава отправлен княжить в Новгород. В 980 г., опираясь на новгородцев и варяжскую дружину, разбил своего брата Ярополка и сел княжить в Киеве:
– попытка реформировать язычество – пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов:
Перун – бог грома и молнии, войны, покровитель дружины,
Сварог – бог неба, покровитель ремесленников,
Род и роженицы – божества плодородия,
Велес – бог скота, покровитель скотоводов,
Мокошъ –богиня женского рукоделия,
Даждьбог – бог Солнца,
Стрибог – бог ветра,
Ярило и Купала – боги весны и лета;
– попытка унифицировать языческий культ не была воспринята населением.
Причины принятия христианства:
– языческая Русь оказывалась в изоляции от принимающих христианство соседей (Польша, Венгрия) и христианской Европы;
– монотеизм (единобожие) соответствует сущности нового единого государства, монархической власти;
– расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир – калька земного);
– новая, более гуманная мораль.
Легенда ПВЛ о выборе веры: Владимир, выслушав проповедников ислама, иудаизма и христианства и мнения своих посланников в соседние страны, делает выбор в пользу христианства византийского образца.
Крещение Владимира произошло в 988 г. в ходе похода на Корсунь (Херсонес). Тогда же крестилась и княжеская дружина. По возвращении в Киев Владимир сокрушил языческих идолов и крестил киевлян. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранились многие суеверия и языческие обряды.
Значение принятия христианства:
– расцвет материальной культуры благодаря усилению контактов с Византией (архитектура, иконопись, фреска, мозаичное дело);
– распространение письменности, церковные рукописные книги, школы при монастырях;
– преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;
– укрепление княжеской власти;
– сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность;
– усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси.
Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.
Владимир не только начал христианизацию Руси, но и значительно расширил территорию, и укрепил обороноспособность государства:
– воевал с поляками, присоединил и другие "червенские города" (ныне – Западная Украина);
– покорил ятвягов и радимичей;
– отодвинул на день пути южную границу (с кочевниками);
– создал с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочевников.