Организационно-правовые формы управления обороной

Под обороной Российской Федерации понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны Российской Федерации, является Закон Российской Федерации «Об обороне» .

Основой обороны являются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения вооруженной агрессии против нее.

Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинские подразделения Федеральной службы безопасности Российской Федерации, войска правительственной связи, войска гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, железнодорожные войска Российской Федерации. Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции Российской федерации), а также Правительство Российской Федерации.

Президент Российской Федерации объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; утверждает концепцию, планы строительства, применения, дислокации Вооруженных Сил; присваивает воинские звания генералов и адмиралов; издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу и т.п.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Оно осуществляет финансирование Вооруженных Сил; организует оснащение их вооружением, другими материально-техническими средствами и ресурсами; обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, создания инфраструктуры Вооруженных Сил; организует разработку и выполнение мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов; осуществляет деятельность по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; осуществляет общее планирование гражданской обороны и т.д.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено наМинистерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).Оно является федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, воинскую дисциплину, подчиняясь в своей деятельности Президенту Российской Федерации.

Основными задачами Минобороны России являются: реализация политики в области строительства Вооруженных Сил; разработка государственных программ и планов работ в интересах обеспечения обороны, а также координация, финансирование таких работ. Оно выступает заказчиком по производству и закупке вооружения, продовольствия и других материально-технических ресурсов для Вооруженных Сил; организует прохождение военной службы и т.п.

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил. Содержанием его деятельности является разработка планов применения Вооруженных Сил, плана оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, мобилизационных планов. Он разрабатывает предложения по военной доктрине, структуре, составу и дислокации Вооруженных Сил, оснащению их оружием и военной техникой, подготовке военных кадров; осуществляет разведывательную деятельность в целях обеспечения военной безопасности Российской Федерации; организует мобилизационную подготовку, развертывание Вооруженных Сил и поддерживает их необходимую боевую готовность. Он осуществляет, также меры по оперативной подготовке штабов и войск.

Важная роль в организации обороны и руководстве Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые создаются Президентом Российской Федерации. Они действуют на постоянной основе, являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины. В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах Российской Федерации, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами. Военные комиссары осуществляют учет военнообязанных, организуют проведение призывов на военную службу, военные сборы, а также работу с людьми, пожелавшими служить в Вооруженных Силах по контракту.