Контроль органов исполнительной власти.

Контроль органов законодательной власти.

Существует механизм построения контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ.

Контрольные полномочия Государственной Думы в сфере исполнительной власти: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.

Формой контроля за деятельностью органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных ОИВ, ОИВ субъектов Федерации и ОМСУ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Задачами Счетной палаты являются: 1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;2. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и др.

Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления.

Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные ФОИВ, а также соответствующие ОИВ субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации наделено широкими контрольными полномочиями в отношении ФОИВ и ОИВ субъектов.

В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов есть такие, основной деятельностью которых является межотраслевой (специализированный) контроль и есть осуществляющие контроль по отраслям и сферам своей деятельности.

Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти. Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенный сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов должностных лиц. Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межотраслевой контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, в отношении подчиненных органов и кадров по всем вопросам исполнительной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных), а руководители (администрация) конкретных организаций — внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы, Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.