Метасимволы
Для одновременно ввода двух объектов в совокупность можно воспользоваться метасимволом "звездочка" (*). Как было показано выше, он служит для обозначения операции умножения. Помимо этого, он может быть использован в качестве метки-заполнителя для обозначения одного или более произвольных буквенно-цифровых символов. Это равнозначно поиску в Проводнике Windows всех файлов с расширением .max по критерию *.max. В циклах MAXScript символ "звездочка" можно применять самыми разными способами, например в сочетании с путевыми именами.
Напомним, что каждому объекту, создаваемому в 3dsMax, присваивается путевое имя в иерархии объектов. Именно в этом случае удобно воспользоваться понятием совокупности. Так, все объекты данного типа можно рассматривать в качестве совокупности MAXScript подобных объектов. Операции над каждым объектом из такой совокупности могут быть выполнены в цикле for, хотя для этого существует и более простой способ — воспользоваться метасимволами. При этом не нужно указывать имя или ссылку на каждый создаваемый объект.
Для того чтобы воспользоваться совокупностями вместо массивов, выполните следующее упражнение.
1. Установите 3dsMax в исходное состояние и очистите окно приемника команд.
2. Создайте два чайника любыми доступными средствами. Не изменяйте их имена, присвоенные в 3dsMax по умолчанию.
3. Введите в окне приемника команд следующий фрагмент кода:
coll = $teapot*
arr = coll as array
В окне приемника команд появится массив, состоящий из двух чайников. Синтаксис оператора as array такой же, как и синтаксис применявшегося ранее оператора as string. В данном случае оператор coll as array преобразует совокупность coll в массив (или выполняет приведение типов).
4. Выделите и удалите один из чайников, находящихся на сцене.
5. Введите в окне приемника команд следующее выражение и вычислите
результат:
arr = coll as array
Основы MAXScript
В окне приемника команд появится следующий результат:
$$objects/.../teapot*
Переменная совокупности coll была автоматически обновлена после удаления чайника. В этом сценарии вам не пришлось делать ничего особенного. Если же создать еще один новый чайник, переменная обновится автоматически.
6. Установите 3dsMax в исходное состояние и вновь создайте два чайника. Введите в окне приемника команд следующий фрагмент кода и вычислите результат:
coll = $teapot*
arr = coll as array
7. Удалите один чайник, введите в окне приемника команд следующий фрагмент кода и вычислите результат:
for i = 1 to arr.count do
messagebox arr[i].name
Как и следовало ожидать, при выполнении данного кода возникает ошибка.
Созданный массив существует независимо от совокупности. Если удалить со сцены объект, не изменится ни индекс массива, ни хранящиеся в нем значения. Если же затем попытаться обратиться к элементам массива по индексу, это будет равнозначно попытке получить доступ к свойствам объектов, которые уже не существуют. Следовательно, если объекты, входящие в массив, предполагается удалять, то перед обращением к массиву следует организовать его снова.
8. С другой стороны, для установления факта удаления объекта можно воспользоваться функцией isDeleted.
9. Введите в окне приемника команд следующий фрагмент кода и вычислите результат:
for i = 1 to arr.count do (
if not isDeleted arr[i] then messagebox arr[i].name
)
Этот код уже не дает ошибки.
Глава 1
Примечание. Символом $ обозначается объект, выделенный в настоящий момент, например:
$.name
Этот оператор возвращает имя любого объекта, выделенного в данный момент.