Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранцев и правовое положение апатридов различается очень незначительно. По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же обязанности, что и на граждан РФ, Но есть и отличия в их правосубъектности. Все особенности административно-правового статуса можно по кругу лиц, на которых они распространяются, подразделить на общие, групповые и индивидуальные. Особенности праводееспособности: 1) они не могут быть государственными служащими, занимать которые должности, работать в милиции; 2) они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной; 3) на них не распространяется воинская обязанность; 4) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранцев и лиц без гражданства, только к ним может применяться такое административное взыскание, как выдворение); 5) иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ при наличии разрешения; 6) они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов; 7) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности; 8) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в ОВД; 9) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в течение пяти дней со дня приобретения. 10) выезд из России им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется ФЗ РФ «О гражданстве» 2002г. «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан».

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью пребывания (туризм, учеба, и др.), из какой страны прибыл иностранец и т. д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: — постоянно проживающих; — временно пребывающих; — проезжающих через территорию РФ транзитом. Для постоянного проживания необходимо разрешение органа внутренних дел субъекта Федерации. Заявления о выдаче такого разрешения подаются лицами, проживающими за границей, в консульские службы.

Основной документ, удостоверяющий личность постоянно проживающего иностранца или лица без гражданства, — вид на жительство. Он выдается ОВД негражданам РФ, достигшим 16 лет, на срок действия их заграничных паспортов, но не более чем на 5 лет. Лица, желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии обратиться с ходатайством в орган миграции. Решение о признании лица беженцем принимается органом миграционной службы, и ему выдается удостоверение соответствующего образца. Для лиц, признанных беженцами, сроки получения гражданства сокращаются вдвое.

Для граждан отдельных государств в порядке ответной меры в России могут устанавливаться и иные ограничения прав и обязанностей.

Временно прибывшие в РФ лица, не являющиеся гражданами России, проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в законе. Одни лица регистрируют заграничные паспорта в МИДе, другие — в гостиницах, третьи — в принимающих организациях, а четвертые — в ОВД. Запись о регистрации производится по месту первоначального пребывания граждан.

Иностранный гражданин (кроме постоянно проживающего, признанного беженцем, получившего убежище), въехавший в Россию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, производится территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству, при наличии согласия иностранного гражданина.

Таким образом, установлен следующий порядок принятия иностранных граждан, временно находящихся в РФ, на работу: — работодатель должен обратиться в миграционную службу и получить разрешение на прием на работу определенного числа иностранных граждан; — на основании полученной квоты работодатель просит миграционную службу выдать подтверждение конкретному лицу на право работать по найму; — после получения подтверждения работодатель вправе принять конкретного иностранца на работу.

Важной особенностью административно-правового статуса лица, не имеющего российского гражданства и временно находящегося в нашей стране, является обязанность выехать из России по истечении определенного ему срока пребывания. Срок пребывания может быть сокращен, если: 1) отпали основания для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в РФ; 2) он нарушает законодательство о правовом положении иностранных граждан и апатридов.