Вопрос 1. Понятие и виды способов обеспечения законности в государственном управлении

Тема 13. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении

 

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Законность в госуправлении можно рассматривать как точное и единообразное понимание, толкование и исполнение Конституции РФ и законов всеми органами исполнительной власти, должностных лицами и тем , к кому обращены юридические требования субъектов управления.

Особое значение имеет соблюдение законности в управленческой сфере, это обусловлено тем, что:

1. в рамках реализации управленческой деятельности осуществляется правотворческая деятельность, касающаяся разнообразных сфер жизни общества;

2. органы управления наделены полномочиями по применению адм. принуждения;

3. круг субъектов осуществляющих управленческую деятельность значителен.

Законность государственного управления тесно связана с такой категорией как дисциплина, которые являясь самостоятельными категориями, находятся в неразрывной связи. В частности, по мнению А.П. Алехина, законность служит основой дисциплины и обеспечивает ее защиту. Следовательно, законность в известной степени поддерживает, укрепляет дисциплину.

Стоит отметить, что законность также связана с целесообразностью государственного управления. Соотношение этих категорий сводится к тому, что:

- орган управления выбирает наилучший вариант поведения, с точки зрения его целесообразности;

- при отсутствии правового предписания субъект управления должен руководствоваться целесообразностью (этот тезис в адм. правовой литературе подвергается критике, поскольку любая деятельность должна находиться в плоскости закона и принципа законности);

- при наличии нормативного предписания исключается использование целесообразности;

- любые законные предписания являются целесообразными

Государство закрепляет систему организационно-правовых средств, которые направлены своим содержанием на обеспечение законности в гос. управлении, они обеспечивают возможность следить за соблюдением законности органами исполнительной власти. В теории адм. права эти средства называются: «способы обеспечения законности в гос. управлении».

Выделяются следующие способы обеспечения законности: контроль в государственном управлении (государственный контроль), надзор (административный и органов прокуратуры), обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Контроль и надзор обладают признаками пресекательных и принудительных мер. Неоднозначно решается в литературе вопрос о соотношении этих способов: 1) отождествление этих терминов; 2) надзор - разновидность контроля; 3) за ними признается самостоятельное значение.

В самом общем виде контроль можно определить как систему наблюдений за деятельностью подконтрольных объектов в целях установления соответствия их деятельности регламентированным правилам.

Надзор в основном осуществляется в отношении не подконтрольных субъектов, его реализация не обусловлена вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью выявление правонарушений субъектов в отношении которых ведется надзор.

Основными критериями их различающими являются:

- наличие или отсутствие подчиненности;

- наличие возможности или ее отсутствие вмешаться в деятельность подконтрольного или поднадзорного субъекта;

- применение дисциплинарных взысканий и отмена правовых актов в ходе проведения контрольных мероприятий;

- плановость контрольных и надзорных мероприятий.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц состоит в том, что каждый вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, юридических или должностных лиц, нарушены его права и свободы.