Посадка личного состава на машины и спешивание с них.

Построение взвода впереди машин или на машинах.

Строи взвода и роты на машинах.

 

Порядок построения личного состава взвода впереди машин определён в статьях 141, 142 Строевого устава СВ

 

141.В развернутом строюмашины подразделений и воинских частей выстраиваются на одной линии по фронту в линию машин, в линию взводных или ротных колонн на установленных Уставом или командиром интервалах и дистанциях между машинами и подразделениями. При этом личный состав находится на машинах или выстраивается впереди машин в одношереножном или в двухшереножном строю, в линию взводных или ротных колонн так, чтобы последняя шеренга находилась впереди машин не ближе трех шагов; механики-водители и водители машин становятся в строй своего подразделения.

 

Рис. 56. Построение отделения и экипажа танка:

а - впереди бронетранспортера; б - впереди боевой машины пехоты; в - впереди танка.

 

142. В походном строюмашины в подразделении выстраиваются в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

 

Рис. 57. Построение роты с личным составом впереди машин:

личный состав и машины - в линию взводных колонн

Изучение и тренировку в построении взвода впереди машин необходимо проводить в составе подразделений. сначала в составе отделений, а затем в составе взвода.

Командир должен определить каждому обучаемому его место в строю, установить интервалы и дистанции.

Экипажи БМ, ЗСУ строятся впереди своих машин в одну шеренгу.

Тренировка в порядке построения у боевых машин производится на занятиях по тактической и тактико – специальной подготовке.

 

Порядок посадки личного состава на машины и спешивание с них определён в Строевом уставе в статьях 143 – 151.

 

143. Перед посадкой в боевые машины пехоты и бронетранспортеры, а также на автомобили и другие машины в подразделениях при необходимости производится расчет военнослужащих и военного имущества по машинам и указывается способ посадки.

Перед посадкой личного состава на машины проверяется, разряжено ли оружие, а если передвижение совершается с заряженным оружием, то поставлено ли оно на предохранитель; штыки-ножи (штыки) отмыкаются (откидываются).

144. На каждой машине назначается из офицеров, прапорщиков или сержантов старший машины, которому подчиняется весь личный состав, находящийся на машине, включая водителя.

Старшему машины категорически запрещается брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать правила дорожного движения и установленную скорость движения.

Наблюдение за сигналами старшего начальника ведется командиром подразделения (старшим машины), а в автомобилях, кроме того, - назначенным наблюдателем, который размещается в правом переднем углу кузова автомобиля.

Для наблюдения за креплением бортовых запоров кузова автомобиля во время движения назначаются «бортовые» из солдат, сидящих на крайних местах у переднего и заднего бортов.

Наблюдение за идущими сзади машинами, буксируемой военной техникой и за запором кормовых дверей боевой машины пехоты (правым запором заднего борта автомобиля) ведет солдат, сидящий на правом сиденье у кормовой стенки заднего борта автомобиля.

145. По команде «К МАШИНАМ» личный состав, перевозимый в боевой машине пехоты и в бронетранспортере, а также на автомобиле и десантом на танке, выстраивается у машин, как показано на рис. 39.

При посадке с бортов личный состав подразделения выстраивается головами колонн на уровне посадочных люков или задних колес (катков) машин.

146. По команде «К МАШИНАМ» экипажи танков строятся впереди танков в одношереножный строй. Командир танка становится в двух шагах перед правой гусеницей; остальной состав экипажа - левее командира.

 

Рис. 58. Построение личного состава для посадки:
а – через кормовые двери боевых машин пехоты; б – через посадочные люки бронетранспортеров; в – через задний борт автомобиля; г – десантом на танке

147.Посадка личного состава на машины может производиться:

в боевые машины пехоты и бронетранспортеры - через кормовые двери и люки;

на автомобили - через правый, левый и задний борта; на автомобили с закрытым кузовом - через задний борт.

Посадка личного состава на другие машины производится как удобнее. Посадка на машины, находящиеся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

148. При посадке в боевые машины пехоты и в бронетранспортеры по команде «К МАШИНАМ» назначенные военнослужащие открывают кормовые двери (люки) десантного отделения; у автомобилей водители при необходимости открывают задний борт.

По окончании посадки кормовые двери (люки, борта) закрываются.

149. По команде «ПО МЕСТАМ» подразделения быстро занимают свои места в машинах. При посадке используются колеса, гусеницы и подножки.

Оружие при посадке берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади. После посадки оружие ставится между коленями и поддерживается обеими руками. Автоматы, кроме того, по команде командира подразделения могут быть взяты в положение «на грудь».

Вещевые мешки снимаются по указанию (команде) командира подразделения (старшего машины) и размещаются в машине.

Командир подразделения (старший машины) следит за правильностью посадки личного состава, а по окончании ее проверяет крепление запоров дверей (люков) и бортов, после чего занимает свое место в боевой машине пехоты и в бронетранспортере на сиденье командира машины, а в автомобиле - рядом с водителем или по указанию старшего командира в левом переднем углу кузова автомобиля.

Если место командира машины занимает старший командир, то командир отделения или взвода размещается в десантном отделении машины.

 

Рис. 59. Размещение личного состава:

а - в боевой машине пехоты; б - в бронетранспортере

 

 

 

Рис. 60.Размещение личного состава в кузове автомобиля:

а - продольных сиденьях; в - на поперечных сиденьях

 

150. Экипаж танка по команде «ПО МЕСТАМ» одновременно поворачивается кругом и быстро занимает места в танке в следующем порядке: командир танка подбегает к левому борту и вслед за наводчиком занимает свое место в танке; наводчик подбегает к левому борту, быстро производит посадку и занимает свое место через люк командира танка; механик-водитель быстро производит посадку и занимает свое место через люк механика-водителя.

Экипажи танков, имеющие другой состав, занимают свои места в боевых машинах применительно к изложенному порядку с учетом размещения экипажей в машинах и расположения люков.

151.Посадка десанта на танк на месте производится с бортов. Если посадка десанта с бортов невозможна, она производится с кормы танка. При этом оружие берется как удобнее, за исключением ротных пулеметов и другого тяжелого оружия, которые передаются военнослужащим, произведшим посадку или стоящим сзади.

На танке военнослужащие размещаются с соблюдением требований безопасности.

Командир перевозимого десантом подразделения в отношении соблюдения правил посадки личного состава и размещения его на танках выполняет указания командира танкового подразделения и об окончании посадки докладывает ему и своему непосредственному начальнику.

 

Для отработки посадки и высадки экипажа БМ командир выстраивает его перед машиной в следующем порядке: командир - в двух шагах перед правой гусеницей, левее его - оператор, затем механик-водитель.

Расчет ЗСУ строится : командир - в двух шагах перед правой гусеницей, левее его - оператор, затем наводчик, далее механик-водитель.

Посадка расчета в БМ производится по команде (сигналу) «ПО МЕСТАМ». Расчет одновременно поворачивается кругом и быстро занимает свое место в БМ в следующем порядке:

- оператор подбегает к правому борту, вскакивает на БМ и занимает свое место через люк командира;

- командир расчета подбегает также к правому борту и вслед за оператором занимает свое место в БМ;

- механик-водитель подбегает к левому борту и занимает свое место в БМ через люк механика-водителя;

Посадка расчета в ЗСУ производится по команде (сигналу) «ПО МЕСТАМ». Расчет одновременно поворачивается кругом и быстро занимает свое место в ЗСУ в следующем порядке:

- оператор подбегает к правому борту, вскакивает на ЗСУ и занимает свое место через люк командира;

- командир расчета подбегает также к правому борту и вслед за оператором занимает свое место в ЗСУ;

- наводчик подбегает к левому борту и занимает свое место в ЗСУ через люк наводчика;

- механик-водитель подбегает занимает свое место в ЗСУ через люк механика-водителя;

Высадка личного состава может производиться:

-из МТЛ - Б — через люки и заднюю дверь;

- из автомобилей - через правый, левый и задний борта;

- из автомобилей с закрытым кузовом - через задний борт;

- из других машин - как удобнее.

Высадка из машин, находящихся на правой обочине дороги, через левый борт не разрешается.

При высадке оружие держится как удобнее, за исключением тяжелого, которое передается военнослужащим, произведшим высадку или находящимся в кузове (десантном отделении).

После высадки из машин личный состав выстраивается около них или действует по команде(сигналу) своих командиров.

Для высадки из машин чаще всего подается сигнал «К МАШИНАМ». Если же позволяет обстановка (слышимость), для высадки может подаваться команда, например, «Взвод, через правый и левый борта и заднюю дверь— К МАШИНАМ».

 

Совершенствование навыков в выполнении посадки и высадки экипажей проводится на занятиях по тактической подготовке и стрельбе и боевой работе ЗРК (ЗПРК).

На занятиях отрабатываются нормативы по тактической подготовке.

 

ЗРК «СТРЕЛА-10».

Н – Т № 1

Посадка расчета (расчетов) в боевую машину (боевые машины)