Подготовка командира взвода к проведению занятия.
Методы обучения - это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.
Следует различать методы и приемы обучения. Приемы - это отдельные детали, составные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по 8 разделениям или в целом - это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента - это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение - с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие - подчиненную.
В строевом обучении в основном применяются следующие методы:
- устное изложение учебного материала;
- показ;
- тренировка;
- самостоятельное изучение приема или действия.
Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.
Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация. Показ может быть: личный; с помощью специально проинструктированных обучаемых; в ходе показных занятий и при демонстрации учебных кинофильмов.
Для успешного применения руководителем метода показа необходимо:
- глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые
приемы и действия;
- выдерживать установленный темп исполнения приема или действия;
- умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые
руководителем прием или действие.
Тренировка - это многократное, сознательное и усложняющееся повторение
определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых
навыков и умений.
Для успеха тренировки необходимо:
- понимание обучаемыми цели упражнения;
- усвоение обучаемыми содержания и строгой последовательности выполнения
разучиваемых действий;
- разделение руководителем сложных действий на составные части;
- наращивание быстроты, чему должна предшествовать работа по выработке у
обучаемых правильных действий;
- соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий,
требующих от обучаемых различного напряжения физических и моральных сил;
- постоянное поддержание у обучаемых интереса к тренировке.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности:
- ознакомление с приемом;
- разучивание приема;
- тренировка.
Для ознакомления с приемом командир должен:
- назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
- подать команду, по которой выполняется прием;
- показать строго по Строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в
медленном темпе — по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может
проводиться:
- в целом, если прием несложный;
- по разделениям, если прием сложный;
- с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные
его элементы трудно усваиваются.
Для решения задач по качественному проведению занятий по строевой подготовке командир должен творчески использовать различные методы и приемы проведения занятий.
Важнейшим элементом педагогической деятельности командира, обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения и воспитания, является общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.
Общая подготовка включает:
- изучение руководящих документов, определяющих задачи, содержание и организацию учебного процесса;
- знание приказов, директив, организационно-методических указаний, программ, тематических планов.
Это дает возможность командиру видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.
Непосредственная подготовка включает:
- уяснение содержания предстоящего занятия, определение ею места в подготовке
личного состава подразделения и анализ результатов предыдущего занятия по этой теме;
- определение основной учебной цели и конкретных учебно-воспитательных
задач;
Основы строевого обучения:
- определение структуры занятия, его основных вопросов, определение времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;
- выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);
- подготовку материального обеспечения занятия;
- разработку плана-конспекта занятия;
- подготовку к занятию сержантов (помощников руководителя).
План-конспект - это модель предстоящего занятия, которая определяет характер совместной деятельности обучающего и обучаемых. Вместе с тем конспект дает возможность командиру активно проявить свои педагогические способности.
«УТВЕРЖДАЮ» Командир 4 роты ст. лейтенант И.Иванов «26»декабря 2014 г. |
ПЛАН – КОНСПЕКТ