Земская и городская реформы.
Земская реформа. Самоуправление до реформы носило показной характер. Дворянские круги хотели компенсировать потери. Правительству же необходимо было достичь определенного согласия. Оно намеревалось на местах создавать инфраструктуру. А это требовало затрат. Правительство возложило обязанность на вновь созданные выборные органы.
Земская реформа готовится с 1859 г. Видную роль в ее подготовке занимал министр внутренних дел Ланской. После его отставки в 1861 г. министерство возглавил граф Валуев. На местах предполагалась создавать земства. В центре предполагалось создать съезд государственных гласных – подобие выборного органа. Гласных выбирало население на собраниях. Функция съезда – совещательная. Государственные гласные собирались на съезд и обсуждали какой-либо проект до Государственного совета. Однако Александр II решил отказаться от созыва съезда государственных гласных.
Причины:
1) Александр не хотел расставаться с полнотой власти (версия советской и либеральной историографии);
2) Для создания демократических институтов в России не было социальной основы;
3) При отсутствии в России среднего класса тон задавало бы реакционное дворянство. Оно группировалось вокруг газеты «Весть» и требовало создания выборного органа.
1 января 1864 г. выходит положение «о губернских и уездных земских учреждениях». Реформа распространялась на 34 губернии Европейской России. На национальных окраинах (Литва, Польша, Правобережная Украина, Беларусь) сохранились исторически сложившиеся формы самоуправления. Архангельская, Вологодская, Олонецкая и Сибирская губернии не получили этих органов. Здесь не было (или почти не было) дворянского землевладения.
В 34 губерниях создавались земские собрания – распорядительные органы (либо уездные, либо губернские). Уездные земские собрания избирались населением по куриальной системе. Всего 3 курии: землевладельцы (основную часть гласных избирали именно они). Теоретически по ней могли баллотироваться не только дворяне. Требования: минимум 200 десятин земли в частной собственности или годовой доход с движимого имущества от 15 тыс. серебром (в некоторых губерниях от 6 тыс.).
2-я курия – городская (выборы прямые, но с цензовыми ограничениями). Необходимо было иметь годовой доход 6 тыс с движимого и 3 тыс. с недвижимого. Нормы представительства меньше, чем у первой.
3-я курия – сельские общества. Имущественных ограничений не было. Но в выборах могли участвовать лишь крестьяне-дворохозяева. Нормы представительства ниже, чем у первых двух. Выборы 3-х ступенчатые: на сельских сходах избирались представители на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Оно принимало смету расходов на предстоящий год и выбирало гласных на губернское земское собрание.
Губернское земское собрание также избирало управу и смету расходов на 1 год. Преимущество было у дворян. Уездная земская управа возглавлялась уездным предводителем дворянства. У дворянства примерно 2/3 голосов. Срок функционирования управ и земских собраний – 3 года, после чего – выборы.
Функции земств: ведали местными хозяйственными вопросами, строительством и ремонтом дорог местного значения, лесным хозяйством, начальным образованием, здравоохранением, ветеринарной службой, землемерными работами, статистическими обследованиями на местах, строительством богоугодных заведений.
Население облагалось земским сбором. Но полиция земству не подчинялась. Она находилась в подчинении правительственной администрации. Земский сбор не относился к государственным налогам. Земства заключали контракты на работу (земские учителя, врачи, агрономы) – третий элемент земства. В контрактах прописывались права и обязанности. 1-й элемент – гласные собраний, 2-й – члены управ, численность третьего элемента уже в 80-х гг. превышала 70 тыс. человек.
Вывод: реформа была проведена с некоторой непоследовательностью.
+ | - |
Земства внесли большой вклад в развитие хозяйства и социальной инфраструктуры. Росло число грамотных (особенно среди сельского населения), успехи в развитии здравоохранения и ветеринарии, улучшение системы коммуникаций на местах, развитие агрономии (переход к интенсивному земледелию), пропаганда хозяйственного опыта, земская статистика – лучшая в Российской империи. | Масштабы и система земских сборов четко не прописаны. В итоге это приводило к злоупотреблениям на местах. Земства очень быстро стали рупором либерализма и либеральных сил. |
Городская реформа. В условиях модернизации необходимо было совершенствование городского самоуправления и инфраструктуры. Подготовка городской реформы ведется с 1862 г. 16 июня 1870 г. выходит городовое положение. Реформа распространилась на 509 городов империи. В национальных районах сохранились исторически сложившиеся системы (будет введено позже).
По этому закону в городах России вводились новые, бессословные органы городского самоуправления -, городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы, в свою очередь, избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы городские управы в составе городского головы, его "товарища" (заместителя) и нескольких членов. Городской голова являлся председателем как городской думы, так и городской управы. Собиралась городская дума ежегодно. Заслушивает отчет и принимает смету расходов.
Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-лет, являвшиеся плательщиками городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей. При этом была принята система распределения городских избирателей на три "класса" (курии)в зависимости от размеров уплачиваемых в городскую казну сборов. В первый "класс" входили наиболее крупные плательщики (торговцы, владельцы мастерских, фабриканты), на долю которых приходилась треть общей суммы этих налогов. Они выбирали 1/3 гласных; во второй - средние плательщики (домовладельцы средней руки, владельцы городских недвижимостей, торговцы, среднезажиточные ремесленники), уплачивавшие также треть городских налогов и избиравшие треть гласных в думу, в третий - мелкие плательщики, уплачивавшие остальную треть налогов (основная масса домовладельцев, мелкие торговцы, владельцы мелких мастерских).
Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские приюты и пр.), здравоохранение и народное образование, принятие санитарных и противопожарных мер. Бюджет городской думы формировался из средств, получаемых от налогов и сборов с городской недвижимости, торговых и промышленных заведений в размере 1% их доходов, пошлинных сборов с проводимых в городе аукционов, а также от эксплуатации принадлежавших городу торговых рядов, бань, боен и частично из отчислений от казны.
В столичных и промышленных городах успехи реформы были наибольшими в средних и мелких городах успех наименее заметен, т.к. их бюджет очень скуден.