Участие органов управления по делам ГОЧС и гражданских организаций гражданской обороны в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами

Органы управления по делам ГОЧС при планировании мероприятий по ведению гражданской обороны уделяют особое внимание защите производственного персонала, населения, материально-культурных ценностей и объектов экономики от террористических и разведывательно-диверсионных групп (ДРГ) противника в военный период.

Однако и в настоящее время участившиеся случаи террористических актов на объектах инфраструктуры и в жилых зданиях с большим количеством жертв среди населения и угроза их повторения потребовали принятия экстренных мер защитного характера и привлечения к их локализации всех групп населения в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне" и "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О борьбе с терроризмом" и организационно-методическими указаниями МЧС России.

Привлечение граждан к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, осуществляется в форме их участия в деятельности гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований. Основной задачей таких формирований ГО является осуществление контрольно-предупредительных функций по предотвращению чрезвычайных ситуаций путем участия в проверках состояния нежилых помещений, закрепленных за территорией, систем жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, выявление взрыво- и пожароопасных объектов и предметов, оказание помощи органам местного самоуправления и органам управления по делам ГОЧС.

Гражданские организации гражданской обороны создаются решениями руководителей органов местного самоуправления и организаций, являющихся по должности начальниками гражданской обороны. Общее методическое руководство их созданием, функционированием и обучением возлагается на органы управления по делам ГОЧС при тесном взаимодействии с органами внутренних дел и территориальными органами ФСБ.

К настоящему времени в субъектах Российской Федерации принимаются организационные и практические меры по подготовке населения к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами. Соответствующие темы включены в учебные программы по обучению основам гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях и безопасности жизнедеятельности, проводятся учебные тренировки и другие мероприятия, направленные на повышение общей культуры безопасности населения, создание условий, затрудняющих реализацию террористических акций.

Методические рекомендации МЧС России по порядку создания на территориях муниципальных образований гражданских организаций гражданской обороны и их использованию в профилактических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями, взрывами, пожарами, предусматривают целый ряд мер по организации деятельности указанных формирований в конкретно сложившейся обстановке.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время*, на территориях муниципальных образований (территориях поселений, являющихся муниципальными образованиями, районов, микрорайонов, жилых кварталов, улиц, дворов и других территорий) решениями руководителей органов местного самоуправления - начальников гражданской обороны - и являются формой участия населения в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, а также террористическими актами.

В своей деятельности гражданские организации гражданской обороны руководствуются федеральными законами "О гражданской обороне" (статья 10), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статьи 18, 19), постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999г. №620 "О гражданских организациях гражданской обороны", иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Рекомендациями и разработанными на их основе другими документами.

Непосредственное руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны возлагается на организации их создающие.

Методическое руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований возлагается на постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) субъектов Российской Федерации.

* Под организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время на территориях муниципальных образований, следует понимать жилищно-коммунальные и другие организации, отвечающие за содержание и эксплуатацию электро-, тепло-, газосетей бытового назначения, систем водоснабжения населения и канализационных сетей.

Порядок создания гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления на основании представления согласованных в установленном порядке предложений соответствующих территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел и органов ФСБ России.

К задачам гражданских организаций гражданской обороны можно отнести:

- проведение мероприятий, направленных на предупреждение (смягчение последствий) чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем:

а) несения дежурства в жилых домах и на прилегающих к ним территориях с целью выявления и своевременного информирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органов внутренних дел, органов ФСБ России, жилищно-эксплуатационных предприятий и предприятий коммунального обслуживания населения о:

наличии и характере использования жилых и иных помещений в жилом секторе и т.п.;

состоянии систем тепло-, электро- и водоснабжения и т.п., выход из строя которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выявлении взрыво- и пожароопасных объектов и предметов;

б) осуществления контроля за состоянием запорных устройств дверей чердачных, подвальных и иных нежилых помещений;

в) оказания помощи представителям органов местного самоуправления, органов внутренних дел, ФСБ, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в поддержании общественного порядка при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории;

г) ведения учета жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, оказания им помощи при экстренной эвакуации из жилых домов и районов при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) контроля в соответствии с правами, предоставляемыми по решению органов местного самоуправления, за использованием и состоянием подвальных, чердачных, жилых и других помещений в жилом секторе;

е) осуществления оповещения жителей муниципальных образований (в соответствии с порядком, определяемым органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления) об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

ж) участия в обучении населения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участие в борьбе с пожарами;

-участие в обнаружении и обозначении районов, зданий и территорий, подвергшихся заражению, либо представляющих непосредственную опасность для населения по другим причинам;

- участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения.

Гражданские организации гражданской обороны организационно состоят из создаваемых при жилищно-эксплуатационных предприятиях муниципальных образований отрядов, опорных пунктов и постов гражданской обороны.

Посты гражданской обороны численностью до 3 человек каждый создаются в жилых домах (подъездах) из расчета один пост на 100 человек постоянно проживающего населения.

Опорные пункты гражданской обороны численностью по 1-2 человека каждый создаются в микрорайонах, жилых кварталах с количеством проживающего населения до 5 тысяч человек для координации деятельности постов гражданской обороны на данной территории.

Отряды гражданской обороны создаются при жилищно-эксплуатационных предприятиях для координации деятельности опорных пунктов и постов гражданской обороны на территории муниципальных образований. Руководство отрядами гражданской обороны возлагается на руководителей жилищно-эксплуатацион-ных предприятий - начальников гражданской обороны. При необходимости из числа работников жилищно-эксплуатационных предприятий могут создаваться штабы отрядов.

Начальники штабов отрядов гражданской обороны организуют работу опорных пунктов гражданской обороны на подведомственной территории и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органами внутренних дел и территориальными органами ФСБ России.

Схема организации управления гражданскими организациями гражданской обороны приведена на рис. 3,1.

Гражданские организации гражданской обороны могут функционировать в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.

В повседневном режиме гражданские организации гражданской обороны осуществляют контрольно-предупредительные функции и периодически информируют жилищно-эксплуатацион-ные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления о состоянии дел на закрепленной территории.

В режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов гражданские организации гражданской обороны организуют дежурство в домах, во дворах, в жилых кварталах и микрорайонах, активно привлекая к этой работе местных жителей и своевременно информируют жи-лищно-эксплуатационные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органы внутренних дел и территориальные органы ФСБ России о предвестниках чрезвычайных ситуаций и осуществляют другие мероприятия по защите населения.

 

  Орган местного самоуправления    
   
Дежурный по администрации  
   
Территориальный орган внутренних дел   Орган управления по делам ГО и ЧС   Территориальный орган ФСБ России  
     
Дежурная часть милиции     Оперативно-дежурная служба     Дежурная служба  
       
                 
           
Опорный пункт милиции   Жилищное ремонтно-экспл. предприятие (центр ГОГО)      
 
Дежурный  
    Оперативно-дежурная служба (управление: 1-2 чел)*    
           
     
             
Опорный пункт ГО* 1-2 чел. Опорный пункт ГО* 1-2 чел         Опорный пункт ГО* 1-2 чел  
         
               
  Пост ГО 2-3 чел.   Пост ГО 2-3 чел.           Пост ГО 2-3 чел.  
               
                   
Пост ГО 2-3 чел. Пост ГО 2-3 чел.           Пост ГО 2-3 чел.  
               
                   
Пост ГО 2-3 чел. Пост ГО 2-3 чел.           Пост ГО 2-3 чел.  
         
                               

 

* комплектуются личным составом, приписанным в гражданские организации гражданской обороны на военное время.

Рис. 3.1. Примерная схема организации управления антитеррористическими гражданскими организациями гражданской обороны

 

Режим работы гражданских организаций гражданской обороны определяют руководители органов местного самоуправления -начальники гражданской обороны муниципальных образований -исходя из местных условий и складывающейся обстановки.

В состав гражданских организаций гражданской обороны могут включаться лица, постоянно проживающие на территории муниципальных образований.

Учет гражданских организаций гражданской обороны организуется органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.

В отрядах гражданских организаций гражданской обороны ведется списочный учет постов и опорных пунктов гражданской обороны,

В органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления ведется количественный учет отрядов гражданских организаций гражданской обороны.

Должностные лица ГО и РСЧС, личный состав формирований, участвующие в мероприятиях по предупреждению и локализации последствий террористических и диверсионных актов, должны иметь необходимую подготовку и знать требования по организации и обеспечению безопасности объектов от угроз терроризма.

В частности, в качестве мер предупредительного характера руководителям объектов (предприятий, организаций, учреждений, фирм) рекомендуется принятие таких мер, как:

- ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

-осуществление ежедневных обходов территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

- периодическая комиссионная проверка складских помещений, подвалов, чердаков;

- проведение более тщательного подбора и проверки кадров;

- организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

- при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

На случаи нападения, пожара, обнаружения взрывного устройства должен быть план действий по обеспечению безопасности объекта. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей и правила их последующей охраны в месте сосредоточения на безопасном удалении. Определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти.