Диверсионных актов

Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий террористических и

Сегодня наибольшую реальную угрозу для многих стран, в том числе и для России, представляет международный и внутренний терроризм, стремительный рост которого приносит страдания и гибель большому количеству людей.

К особо опасным угрозам террористического характера относятся:

- взрывы в местах массового скопления людей;

- захват воздушных судов и других транспортных средств для перевозки людей, похищение людей, захват заложников;

- нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

- отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней;

- проникновение в информационные сети и телекоммуникационные системы с целью дезорганизации их работы вплоть до вывода из строя.

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, радиоактивные изотопы, компоненты химического и биологического оружия, делящиеся материалы, в том числе высокообогащенные уран и плутоний, сейчас в значительной степени стали доступны террористам. Это объясняется возможностью "взлома" компьютерных сетей (даже защищенных от несанкционированного доступа), "прозрачностью" границ, слабостью экспортного контроля, открытостью данных о новейших разработках различных типов вооружений, усиливающейся интернационализацией преступности и терроризма.

Тревогу и озабоченность вызывает сравнительно новый вид терроризма с применением высокотоксичных химических отравляющих веществ и биологических соединений.

В ряде государств террористы пытаются создать биологическую рецептуру, подобную вирусу Эбола, и патогенные типы микроорганизмов, способные воздействовать на определенные этнические группы и расы. Особую озабоченность вызывает то, что многие из них в состоянии вести обмен информацией по химическому и биологическому оружию через сеть Интернет.

Канадский центр стратегического анализа, изучив более 200 случаев химико-биологического терроризма, считает, что наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения терактов являются:

- токсичные гербициды и инсектициды;

- сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, фосген, синильная кислота;

- отравляющие вещества: зарин, зоман, иприт, люизит;

- психогенные и наркотические вещества;

- возбудители опасных инфекций типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии;

- природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.

Получение высокотоксичных химических веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является не разрешимой задачей. Сложнее создать эффективные и надежные устройства для совершения террористических актов с применением этих веществ.

Местами применения химического и биологического оружия могут стать крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания.

Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной вентиляцией. Высокие скорости распространения зараженного воздуха в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв.

В России очаги напряженности как внутри страны, так и вблизи ее границ способствуют нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему уже сегодня необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций.

Ставится задача прежде всего определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий, а именно:

-заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

-обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчетов и программ - необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;

-тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

- наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Нельзя забывать и о таком важном деле, как обучение всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов (ВОП).

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне - в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминогенной обстановке - организуется разъяснительная работа представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне - представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП в период выполнения плановых задач.

На местном уровне - представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, назначенных для очистки местности (объектов) от ВОП на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путем проведения совещаний с руководителями администраций муниципальных образований, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении ВОП; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населения о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется: о ВОП, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о возможных причинах, приводящих к взрыву; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; об ответственности лиц за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищение ВОП.

Особо подчеркивается, что лица обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, орган ФСБ или ГО и ЧС, военный комиссариат. Им запрещается подходить к взрывоопасному предмету, трогать его или сдвигать с места.