Индивид. Личность. Индивидуальность.

План

ТЕМА №2. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ

1 . Индивид. Личность. Индивидуальность.

2. Направленность личности как главная его характеристика (потребности, мотивы, интересы, идеалы, мировоззрение).

3.Психологическая структура личности.

 

В психологии широко употребляются близкие. но не тождественные понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Особенностью человека как биологического существа является прямохождение, приспособления рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо человек обладает сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факты принадлежности живого существа к человеческому роду сосредоточивается в понятии «индивид». В понятии «индивид» отражается родовая принадлежность человека.

Индивид (лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению с взрослым он постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих его потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность.

Главным в характеристике человека является его общественная сущность. О человеке как личности можно говорить только с определенного этапа его жизнедеятельности.

Личность - общественное существо, наделенное сознанием и психологическими характеристиками, устойчивыми, социально обусловленными и проявляющимися в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми. что и определяет поведение человека.

Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессию, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность - категория общественно -историческая.

Личность - результат сложного процесса социального развития человека. Процесс становления личности осуществляется в различных социальных отношениях:

• В процессе производства и использования, материальных благ;

• Политических отношений (свободный человек, имеет политические права или нет);

• идеологических отношений: становление личности к различным сторонам общественной жизни;

• Отношений в группе: разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит.

Но личность не пассивный объект тех или иных общественных отношений: она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности.

Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и другие, но каждая в определенном аспекте.

Социология - как члена социальных и демографических групп населения.

Этика - как носителя моральных убеждений.

Педагогика - как объект обучения и воспитания.

Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Итак, личность - это конкретный человек, который находится в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Анатолий Геннадьевич Маклаков).

Личность - конкретный человеческий индивид с индивидуально выявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. ( С.Д.Максименко).

В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающий мир, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носит индивидуальный характер, и сочетается в понятии индивидуальность.

Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.