Создание резервов финансовых и материальных ресурсов

Статьей 25 федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, в целях экстренного привлечения необходимых средств для ликвидации ЧС, заблаговременное создание резервов финансовых и материальных ресурсов.

Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций являются важным составным элементом Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначены для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в целях проведения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов неотложных работ (аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных), а также жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Создаются они заблаговременно и включают продовольствие, пищевое сырье, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций основывается на следующих основополагающих принципах:

определенности целевого назначения - формируются целевые резервы, учитывающие потенциальные возможности проявления чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям;

рациональности размещения - обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении чрезвычайных ситуаций и дислокация их в зонах, исходя из оценки степени риска возникновения в них чрезвычайных ситуаций;

мобильности - поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществление приемки, переработки и подготовки материальных ресурсов резервов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуации создаются следующие виды резервов материальных ресурсов:

федеральный резерв - резервы материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

ведомственные резервы - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

территориальные резервы - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы - материальных ресурсов органов местного самоуправления;

объектовые резервы - резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности решением администрации предприятий, учреждений и организаций.

Определение потребности в резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом видов и особенностей возможных чрезвычайных ситуаций, величины потенциального ущерба, природных, экономических и иных особенностей региона или объекта, необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, величины ассигнований, выделенных на создание соответствующего вида резервов.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом с учетом повторяемости, масштабов и характера чрезвычайных ситуаций, анализа статистических данных, экспертных оценок и прочей информации.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, необходимых для проведения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечения пострадавшего населения, определяются в зависимости от типов и масштабов чрезвычайных ситуаций, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам чрезвычайной ситуации.

Продолжительность периода можно принять: при ЧС локального и местного уровня - до 7 суток; при ЧС территориального и регионального уровня - до 14-20 суток; при ЧС федерального и трансграничного уровня - до 30—40 суток.

Районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, изолированные регионы, не имеющие развитую транспортную сеть, должны формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в большем объеме и в расширенной номенклатуре, по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.

Заказы на поставку продукции в резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются в установленном порядке посредством заключения контрактов заказчиками материальных ресурсов.

Контракт является основным документом, определяющим права и обязанности юридических сторон, и регулирует экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком.

Заказы на поставку продукции в резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм поставщиков материальных ресурсов.

Ежегодный объем накоплений материальных ценностей во все виды резервов для чрезвычайных ситуаций планируется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах органов их создающих.

Накопления материальных ресурсов резервов должно осуществляться исходя из структуры и особенностей местного производства, в соответствии с чем в первоочередном порядке в резервы закладывается продукция с длительным циклом производства, а также продукция, не производимая в данном регионе.

Расходы, связанные с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляются за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах органов их создающих.

Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирование их номенклатуры и объемов должны регламентироваться специальными нормативно-правовыми актами органов их создающих. В этих документах (положениях, порядках и т.п.) необходимо четкое определение ответственных за создание ресурсов, источников финансирования, порядка выпуска и возмещения ресурсов, учета и контроля их хранения и расходования.