Рекомендуемая номенклатура

Организация создания и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО и ликвидации ЧС

Федеральным законом "О гражданской обороне" (статьи 7, 8 и 9) определено, что в целях гражданской обороны федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Порядок накопления, хранения и использования упомянутых запасов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379.

Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации МЧС России совместно с Минэкономразвития России и Росрезервом разработаны Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (письмо МЧС России от 7 февраля 2001 г. № 33-396-14).

Действующие законодательные и нормативные акты и Методические рекомендации МЧС России предусматривают:

1. Обеспечение единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к разработке и утверждению своих нормативных актов, устанавливающих номенклатуру, объемы и сроки создания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее именуются - запасы).

2. Запасы создаются для обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны (далее - формирований гражданской обороны) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

3. Номенклатура и объемы запасов определяются:

а) для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны - табелями (нормами) их оснащения с учетом требований, устанавливаемых Инструкцией о порядке накопления, хранения, учета, использования и восполнения резерва материальных ресурсов МЧС России (резерв министра), утвержденной приказом министра от 2 июля 1997 г. № 373, Инструкцией по хранению на складах имущества гражданской обороны мобилизационного резерва, утвержденной приказом министра от 8 апреля 1998 г. № 229дсп, и другими нормативными документами Министерства;

б) для обеспечения формирований гражданской обороны, исходя из норм оснащения, установленных Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, утвержденными директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. №33-86СМ4, и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций;

в) для обеспечения защиты рабочих, служащих и населения, исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

4. Запасы создаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны удовлетворять соответствующим требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.).

5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов.

6. Финансирование работ осуществляется из соответствующих бюджетов и за счет средств организаций по статье "гражданская оборона".

7. Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 29 декабря 1999 г., № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны", от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке создания и использовании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и тех-ногенного характера", от 14 апреля 1999 г. № 330-15 "О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны", от 27 апреля 2000 г. № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 28 августа 1994г. №989 "О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте", от 16 марта 2000 г. № 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны" и издаваемые на их основе директивные документы МЧС России.

Порядок определения номенклатуры создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

1. Номенклатура запасов материальных средств в целях гражданской обороны определяется создающими их органами и (или) организациями, исходя из:

возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций и других исходных данных, принятых для разработки планов гражданской обороны;

потребности в обеспечении защиты населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных растений, животных, продовольствия, водоисточников от современных средств поражения.

2. Номенклатура средств для защиты населения должна определяться с учетом прогнозируемых факторов поражения и включать, в том числе:

а) в районах ожидаемого затопления - индивидуальные спасательные средства (спасательные жилеты, спасательные круги), лодки и другие средства согласно Приложению 1;

б) в районах биологического заражения - банно-прачечные предприятия, подвижные дезинфекционно-душевые установки, оборудование и средства для химического, физического и (или) механического способов дезинфекции, выделяемых территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями, и другие средства согласно Приложению 2;

в) в районах радиационного заражения - индивидуальные средства защиты, приборы радиационной разведки и средства химического, физического и механического способов дезактивации и другие средства согласно Приложению 2;

г) в районах ожидаемого химического заражения - индивидуальные средства защиты дыхательных путей, индивидуальные противохимические пакеты, запасы дегазационных средств и другие средства согласно Приложению 2;

д) в районах ожидаемых пожаров - запасы противопожарных средств, емкости для запасов воды, запасы других противопожарных средств согласно Приложению 3.

3. Номенклатура коллективных средств защиты населения должна включать средства оборудования (укомплектования) защитных сооружений, в том числе быстровозводимых убежищ и простейших укрытий (строительные материалы, комплектующее оборудование, аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и воды).

4. Для медицинского обеспечения населения используется имеющееся медицинское и санитарно-хозяйственное имущество и запасы медицинского имущества, накопленные по планам Минздрава России для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Для эвакуируемого населения должно предусматриваться выделение транспортных средств и создание запасов средств индивидуальной защиты. Вещи и другие предметы первой необходимости эвакуируемое население берет с собой из имеющихся в домашнем хозяйстве или приобретаемых в пунктах торговли, организуемых органами местного самоуправления.

6. Определение конкретной номенклатуры материальных средств в целях гражданской обороны осуществляют с учетом местных условий и (или) специфики своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации с информированием об этом соответствующих подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Порядок определения объемов накопления запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны

1. Порядок определения объемов накопления запасов материальных средств (материально-технических, продовольственных, медицинских и иных) для обеспечения потребностей соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны приведен в пункте 3 раздела "Общие положения" настоящих Методических рекомендаций.

2. Порядок определения объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, устанавливается для создаваемых ими формирований гражданской обороны, исходя из примерных организационно-штатных структур и норм оснащения (табелизации) формирований гражданской обороны, введенных директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. № 33-860-14.

3. При определении в целях гражданской обороны запасов материальных ресурсов федерального, территориальных, местных и объектовых резервов, учитываются объемы средств, накопленных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в том числе быстровозводимых убежищ, не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с планами мероприятий гражданской обороны, утвержденными в составе мобилизационных планов экономики.

5. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основе принятого при разработке плана мероприятий по гражданской обороне варианта возможного развития обстановки в военное время прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных действиях или вследствие этих действий, и для которого необходима та или иная защита и (или) вид обеспечения. При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

6. При расчетах потребных объемов материальных средств для населения необходимо учитывать устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормы (нормативы) разовой выдачи (обеспечения) их получателям, количество получателей и количество выдач за планируемый срок обеспечения (снабжения).

7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют потребности в основных видах специальной техники и имущества, поставки которых централизованно планирует МЧС России, в том числе в средствах индивидуальной защиты (фильтрующие и изолирующие противогазы, защитные костюмы, резиновые сапоги, перчатки, фильтры-поглотители и др.), в дозиметрической аппаратуре (радиометры-рентгенометры, бортовые рентгенометры, комплекты индивидуальных дозиметров и др.), средствах и приборах химической разведки, средствах связи и оповещения и индивидуальных средствах медицинской защиты, представляют заявки в МЧС России и создают запасы этих средств в соответствии с полученными от министерства разнарядками.

 

Приложение 1