Обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям при функционировании РСЧС в различных режимах

1. Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) объекта предназначена для организации и проведения мероприятий по

предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, уменьшению ущерба от возможных их последствий, управлению силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий.

КЧС является координирующим органом управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС и комплектуется ответственными работниками объекта.

КЧС осуществляет свою деятельность под руководством начальника объекта и вышестоящей КЧС.

Решения объектовой КЧС, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами объекта.

2. Основные задачи объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям: i

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям имеет право:

-участвовать в расследовании входящих в ее компетенцию вопросов на совещаниях объектов всех уровней и принимать решения в соответствии с возложенными на нее задачами;

-контролировать работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях, направлять их руководителям для исполнения решения комиссии по чрезвычайным ситуациям о принятии необходимых мер, об установлении причин, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, а также заслушивать на своих заседаниях отчеты руководителей подразделений об исполнении этих решений;

- привлекать органы надзора, ведущих специалистов к проведению проверок и экспертиз потенциально опасных участков производства (проектов) по вопросам обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, окружающей среды, а также к контролю за реализацией мероприятий, направленных на уменьшение последствий от воздействия возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

3. При необходимости КЧС может:

устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования объектового звена территориальной подсистемы РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС;

приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС.

4. Организация работы объектовой комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При повседневной деятельности комиссия:

- организует свою работу в соответствии с годовым планом;

- проводит заседания (раз в квартал, а также по мере необходимости), на которых рассматриваются и утверждаются мероприятия по обеспечению безопасности рабочих, служащих и населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий и снижению ущерба от них; принимает решения, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями объекта независимо от их подчинения и форм собственности.

В период между заседаниями комиссии по чрезвычайным ситуациям решения принимает председатель комиссии или его заместитель. Председатель распределяет обязанности между своими заместителями и организует работу всех членов комиссии по чрезвычайным ситуациям.

При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации комиссия:

- осуществляет непосредственное руководство всем комплексом мероприятий по защите рабочих, служащих и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

- формирует из своего состава оперативную группу для решения задач на месте чрезвычайной ситуации;

- с момента возникновения чрезвычайной ситуации переходит на непрерывный режим функционирования, определяемый председателем комиссии. Место ее работы в период чрезвычайной ситуации - рабочий кабинет начальника гражданской обороны объекта, председателя комиссий по чрезвычайным ситуациям или пункт управления;

-для проведения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации привлекает силы и средства предприятия, которые выделяются в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Состав КЧС.

Руководство КЧС: председатель КЧС - руководитель объекта или его первый заместитель (как правило, главный инженер).

Заместители председателя КЧС - один из заместителей руководителя, руководитель структурного подразделения по делам ГОЧС.

Состав КЧС: заместитель главного инженера, инженер по технике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела капитального строительства, заместитель руководителя по кадрам, юрисконсульт, начальники служб (оповещения и связи; радиационной и химической защиты; убежищ и укрытий; аварийно-технической; энергоснабжения и светомаскировки; противопожарной; материально-технического обеспечения; медицинской; транспортной; охраны общественного порядка).

Рабочим органом КЧС является подразделение по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения (угрозы возникновения) ЧС на отдельных участках объекта или на объекте в целом, прогнозирования и оценки характера ЧС, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС из персонального состава КЧС формируются оперативные группы с привлечением необходимых специалистов.

Положение утверждается председателем КЧС, подписывается его заместителем.

6. Функциональные обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям несет личную ответственность за выполнение задач, возложенных на комиссию, и за отданные распоряжения, отвечает за организацию и обеспечение непрерывного управления и подготовку работы комиссии.

Он обязан:

- знать обстановку, задачи, стоящие перед комиссией, ход выполнения мероприятий по снижению опасности возникновения аварий;

-лично руководить подготовкой комиссии к решению стоящих перед ней задач;

- планировать на год учебу комиссии, проводить плановые заседания, заслушивать на заседаниях руководителей структурных подразделений по выполнению ими практических мероприятий по снижению опасности и надежности работы, оповещению и обеспечению защиты работающего персонала;

- проводить занятия и тренировки с членами комиссии по совершенствованию знаний ими Плана действий;

- осуществлять контроль за выполнением решений государственных органов по снижению риска возникновения аварий и катастроф;

- организовывать разработку и реализацию мер, направленных на снижение вероятности аварий и катастроф, мероприятий по' подготовке к ликвидации их последствий;

- осуществлять контроль деятельности структурных подразделений по вопросам снижения опасности возникновения аварий и катастроф;

- организовывать подготовку членов комиссии к действиям в экстремальных условиях, обеспечивать их постоянную готовность к действиям по ликвидации последствий аварий и катастроф;

- привлекать к работе в комиссии необходимых специалистов;

- проводить систематически тренировки по оповещению и сбору комиссии.

При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации:

- доложить руководителю объекта;

- начальнику гражданской обороны и в комиссию по чрезвычайным ситуациям района и округа;

- отдать распоряжение на оповещение и сбор комиссии (указав место сбора);

-организовать все виды разведки места (района) ЧС (очага поражения);

-установить круглосуточный режим работы комиссии с момента возникновения аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

- отдать распоряжения начальникам структурных подразделений на принятие экстренных мер по обеспечению защиты людей от последствий аварии, его жизнеобеспечения в чрезвычайных условиях;

-организовать сбор и учет информации об обстоятельствах аварии, сложившейся обстановке, потерях среди персонала, нанесении ущерба и других данных о ЧС;

- при необходимости принять решение на эвакуацию персонала, материальных ценностей с немедленной передачей информации вышестоящим органам;

- осуществлять контроль за ходом АСДНР, обеспечением безопасных условий работы привлеченных сил и средств, питанием и отдыхом;

- руководить работой комиссии до окончания работ по ликвидации последствий аварии и восстановлению нормальной повседневной жизнедеятельности;

- определять масштабы ущерба и других последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также прогнозировать эти последствия, исходя из предложений специалистов и членов комиссии, организовать работу по возмещению ущерба пострадавшим;

-обеспечить оперативное управление на месте ЧС оперативными группами комиссии.