Появление чувства усталости.

Ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений).

Ослабление внутреннего торможения (наблюдаемое двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность взимания).

Снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок неправильных ответов, время выполнения рабочих операций).

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление.

Утомление - физиологическая реакцияорганизма на нагрузку.

Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой

- стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.

ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ

О начале утомления школьника свидетельствуют следующиепризнаки:

 

 

 

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения Утомление
Незначительное Значительное Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула
Движение Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

 

 

При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все больше обнаруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагопри­ятным состоянием для организма — это естественная реакция на вы­полненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности.

Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности способствуют активный отдых, пребывание на свежем воздухе, а также положительные эмоции.

 

Во время обучения может возникнуть не только утомление, но ипереутомление, при этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме, вызванные интенсивной или длительной работой на фоне неполного восстановления.

 

ПРИЗНАКИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ: