Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование

По данным монографии "Безопасность России" (функционирование и развитие сложных народнохозяйственных, технических, энергетических; транспортных систем, систем связи и коммуникаций), на территории Российской Федерации (по состоянию на 1999г.) функционирует около 100 тысяч потенциально опасных предприятий и объектов, в том числе около 2300 ядерно- и радиационно - опасных, 3500 химически опасных, 70 уникальных инженерных комплексов, включающих плотины и дамбы, более 150 предприятий черной и цветной металлургии и около 30000 потенциально опасных объектов транспортного комплекса. В эксплуатации находится более 240 тысяч км магистральных трубопроводов и почти такая же протяженность внутрипромысловых трубопроводов.

Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что многие потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на 60-70%. Это относится в первую очередь к объектам энергетики, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, газовой Промышленности. В критическом состоянии находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, особенно системы теплоснабжения и водоразводящие сети.

Кроме того, территория России подвержена действию широкого спектра опасных природных процессов и явлений, из которых наибольшую опасность представляют наводнения, лесные пожары, землетрясения, снежные заносы, штормовые и ураганные ветры, оползни, сели, лавины, которые, в свою очередь, могут послужить причиной развития техногенных аварий и катастроф.

Обеспечение защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.

Механизмом практической реализации государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их масштабов должна стать принятая Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005г." Данная программа открывает возможность объединения усилий всех ветвей власти для создания необходимой экономико-правовой и управленческой базы природно-техногенной безопасности и рационального использования имеющихся ресурсов.

К сожалению, многие стихийные бедствия предотвратить невозможно в принципе, а вероятность крупных промышленных аварий и катастроф имеет конечную величину и, судя по мировой статистике, частота крупных аварий, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами и значительным ущербом для окружающей природной среды, имеет тенденцию к возрастанию.

В настоящее время для противодействия конкретным природным и техногенным угрозам в нашей стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Координацию этой деятельности осуществляет МЧС России - основной координатор в проведении государственной политики и практических мероприятий в этой области.

Последние несколько лет органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации ведется активная деятельность по созданию и совершенствованию системы государственного регулирования в области промышленной безопасности, защиты населения, территорий и окружающей среды от негативных последствий природных и техногенных аварий и катастроф.

За последние годы разработано и выпущено значительное количество правовых и нормативных актов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и промышленной безопасности.

Было принято несколько основополагающих федеральных законов: "Об охране окружающей природной среды", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О радиационной безопасности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О лицензировании отдельных видов деятельности". Были выпущены указы Президента Российской Федерации "Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Для введения федеральных законов в действие Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти издаются соответствующие постановления, распоряжения и нормативные документы.

На сегодняшний день можно отметить, что в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера и промышленной безопасности прямо или косвенно задействовано около 40 федеральных органов исполнительной власти, которыми выпущено несколько сотен нормативных актов и документов.

Основным законом, определяющим правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, является федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года, который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В статье 2 закона и Приложении № 1 к закону приводится перечень производственных объектов, которые относятся к категории опасных и подпадают под сферу действия закона.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок - от 15 миллиграммов до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу - от 50 миллиграммов до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе - от 0,5 миллиграмма до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе - не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов - не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, - не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов - не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных Ископаемых, а также работы в подземных условиях.