Трубопроводный транспорт

Водный транспорт

Воздушный транспорт

Основные причины аварийности на воздушном транспорте -моральное и физическое старение парка воздушных судов, ухудшение качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники, снижение требований к безопасности полетов, ошибки пилотирования воздушных судов.

Отмечается, что на ряде авиационных предприятий вопросы обеспечения безопасности полетов приносятся в жертву экономическим приоритетам. Именно этим обстоятельством объясняются некоторые аварии и катастрофы на воздушном транспорте, которые произошли из-за превышения расчетной загрузки при транспортировке коммерческих грузов.

Аварии на водном транспорте возникают как под воздействием стихийных явлений, так и по техническим причинам, и по вине судового персонала.

Основными причинами аварий и гибели людей на акваториях являются:

- низкий уровень организации обеспечения безопасности и недостаточный опыт эксплуатации судов, особенно среди небольших и недавно организованных судовладельческих компаний (как и на воздушном флоте, новые владельцы часто ставят коммерческие интересы выше требований и норм безопасности);

-физическое и моральное старение судов; согласно данным Министерства транспорта России более 58% судов от общего состава транспортного флота подлежат списанию, средний возраст судов приближается к 20 годам, при этом отмечено, что 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет;

-нарушения правил движения водного транспорта, нарушения правил перевозки грузов, ослабление контроля за техническим состоянием судов со стороны надзорных органов, низкое качество лицензионной работы;

- слабая обеспеченность регламентными проверками и ремонтами, некачественные и не проведенные в полном объеме ремонтные работы.

Нельзя не отметить такое обстоятельство, как состояние внутренних водных путей. На сегодняшний день многие конструкции, элементы оборудования и механизмы гидротехнических сооружений выработали проектный ресурс.

На территории Российской Федерации эксплуатируется более 240 тыс. км магистральных трубопроводов. При усредненном нормативном сроке службы магистральных трубопроводов-20 лет-12% трубопроводов находятся в эксплуатации более 35 лет, а 32% - более 20 лет. Особую опасность представляют пересечения трубопроводов с водными преградами (так называемые подводные переходы), которых насчитывается около 600.

Аварии на магистральных трубопроводах могут сопровождаться значительным материальным ущербом вследствие загрязнения обширных территорий и водных бассейнов нефтепродуктами. Аварии на продуктопроводах и газопроводах могут сопровождаться образованием значительных объемов взрывоопасных смесей. Разрушение продуктопровода в Башкирии и последующий взрыв и пожар послужили причиной гибели сотен пассажиров, находившихся в двух пассажирских поездах, попавших в зону взрыва. Экспертная оценка этой самой тяжелой в мире аварии на продуктопроводах показала, что тротиловый эквивалент взрыва составил 2000-3000 тонн ТНТ. Для сравнения можно привести данные другой крупнейшей аварии на продуктопроводе для транспортировки пропана вблизи г. Порт-Хадсон (США), которая произошла в 1970 г. Тротиловый эквивалент от взрыва пропана оценен экспертами в 45 тонн ТНТ.

Основная причина аварийности на трубопроводном транспорте - проявления дефектов коррозийного и усталостного происхождения.

Недостаточное финансирование работ, связанных с обеспечением безопасности на объектах трубопроводного транспорта, снижение объемов капитального ремонта и реконструкции, особенно подводных переходов, может привести к увеличению аварийности.

Специалисты полагают, что основными мероприятиями по предупреждению ЧС на трубопроводном транспорте и смягчению их последствий следует считать своевременный ремонт, внедрение современных средств диагностики и контроля, усиление охранных мероприятий, сокращение времени прибытия аварийных сил и средств и реализацию принципа полного возмещения виновными ущерба населению и окружающей среде.