Объектовые формирования

Территориальные формирования

К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения(сводные команды и группы, спасательные команды и группы, сводные команды и группы механизации работ), а также формирования служб гражданской обороны (медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований служб, создаваемые в зависимости от местных условий).

Базой для создания территориальных формирований общего назначения, как правило, являются организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования состоят из формирований общего назначения и формирований служб гражданской обороны, создаваемых в организациях.

Основными формированиями, создаваемыми промышленными организациями, являются формирования общего назначения: сводные команды (группы) и спасательные команды (группы), а остальными организациями - спасательные команды (группы).

Кроме формирований общего назначения, в организациях создаются следующие формирования служб гражданской обороны:

• разведывательные (группы, звенья, посты радиационного и химического наблюдения);

• связи (группы, звенья);

• медицинские (отряды санитарных дружин, санитарные дружины, санитарные посты);

• аварийно-технические команды;

• противопожарные (команды, отделения, звенья);

• охраны общественного порядка (команды, группы);

• звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при наличии убежищ и укрытий).

В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться:

• команды обеззараживания;

• санитарно-обмывочные пункты;

• станции обеззараживания одежды и транспорта;

• подвижные пункты питания;

• другие формирования в зависимости от местных условий.

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях лесного хозяйства, лесозаготовительных и других организациях, имеющих объекты в лесу, независимо от их ведомственной принадлежности создаются лесопожарные формирования (команды, отделения).

Лесопожарные команды (отделения) создаются на базе пожарно-химических станций, штатных пожарных команд организаций и населенных пунктов, расположенных в лесных массивах или вблизи них.

На угольных, сланцевых и других шахтах, где ведется добыча полезных ископаемых, формирования общего назначения и служб гражданской обороны создаются в целях:

• решения задач гражданской обороны на поверхности силами рабочих и служащих наземного комплекса работ;

• решения задач гражданской обороны под землей силами рабочих и служащих подземного комплекса работ. К этим формированиям относятся вспомогательные горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ (укрытий), расположенных в горных выработках. Их организация и состав определяются соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей и местных условий.

Существующие в организациях горной, химической, нефтехимической и ряда других отраслей экономики военизированные горноспасательные подразделения (части) должны учитываться как формирования гражданской обороны. В табели оснащения этих подразделений (частей) включается специальное имущество гражданской обороны.

В организациях водного транспорта, кроме формирований, указанных в статье 18, создаются морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах.

Состав и организация этих формирований определяются соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей местных условий.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований, создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования гражданской обороны в зависимости от наличия базы.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых как базы для развертывания территориальных формирований гражданской обороны общего назначения специальных, ведомственных формирований, создаются формирования служб гражданской обороны (группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ).

В организациях агропромышленного комплекса создаются формирования: сводные команды (группы), посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины, санитарные посты, противопожарные (лесопожарные) команды (отделения, звенья), команды (группы) охраны общественного порядка, команды защиты сельскохозяйственных животных, команды защиты сельскохозяйственных растений, другие формирования.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного и химического наблюдения и санитарные посты, группы (звенья) охраны общественного порядка.

В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные команды, группы), а также (в зависимости от профиля учебного заведения) формирования служб гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и др.).

Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи пораженным (раненым) и выполнения других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее и высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

В состав объектовых формирований зачисление трудоспособных граждан производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных - совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации.

Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, создающие формирования, определяются:

• федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых эти организации располагаются;

• органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-; технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Расчеты потребности в формированиях:

а) разрабатываются:

• для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны (кроме медицинских) - органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются;

• для медицинских формирований - органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с соответствующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• для объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

б) утверждаются:

• для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны - соответствующими начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• для объектовых формирований - начальниками гражданской обороны организаций, на базе которых создаются формирования.

Примерный расчет создания объектовых формирований представлен в Приложении 1.

Формирования оснащаются специальной техникой, имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Обеспечение формирований техникой и имуществом, согласно предусмотренных штатных перечней, осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.

Обеспечение формирований техникой и имуществом по номенклатуре, установленной МЧС России, осуществляется централизованно. Распределение фондов специальной техники и имущества производится МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения по номенклатуре, установленной МЧС России, являются:

• средства индивидуальной защиты;

• дозиметрическая аппаратура;

• приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля;

• средства связи и оповещения;

• индивидуальные средства медицинской защиты. Штатные перечни и нормы оснащения формирований разрабатываются:

• для территориальных формирований (кроме медицинских) -органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых создаются эти формирования и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• для объектовых формирований - структурными подразделениями (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, и утверждаются руководителями этих организаций;

• для медицинских формирований - Министерством здравоохранения Российской Федерации, и утверждаются его руководителем.

Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований - и с организациями, на базе которых они создаются.

Организационная структура формирований может уточняться лицами, которым предоставлено право утверждения штатных перечней, в зависимости от местных условий, структуры организаций, особенностей производства, рода деятельности, наличия транспорта, техники и имущества, численности рабочих, служащих и учащихся, подлежащих зачислению в формирования. При этом не должны изменяться предназначение и объем задач, возлагаемые на формирования.

Разработка штатных перечней формирований осуществляется в соответствии с прилагаемыми примерными типовыми схемами организации формирований и нормами оснащения этих формирований.

Учет формирований ведется в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Подготовка формирований ГО организуется и осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона "О гражданской обороне", постановлений Правительства Российской Федерации от 10.06.1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" и от 2.1.1.2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", Методических указаний по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенных в действие директивой МЧС России от 3.04.2000 г. № 33-860-14, ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и соответствующих программ обучения, утвержденных МЧС России.

 

Приложение 1