Основные положения по планированию мероприятий гражданской обороны на объекте экономики

Обычные средства поражения

Обычные средства поражения включают ракеты, снаряды, бомбы и мины различного предназначения и калибра, снаряженные обычными взрывчатыми веществами, зажигательными смесями, и могут применяться как самостоятельно, так и в комбинации с другими средствами поражения.

Зажигательное оружие. Включает зажигательные боеприпасы и огнесмеси, а также средства их доставки к цели.

В зависимости от химического состава они делятся на горящие с использованием кислорода (напалмы, пирогели) и горящие (без доступа кислорода (термит). Характерной особенностью напалма является то, что он не только воздействует как зажигательное средство, но и как химическое оружие, поскольку в ходе горения выделяет большое количество углекислого газа.

Боеприпасы объемного взрыва. Для снаряжения таких боеприпасов используются жидкие или желеобразные рецептуры углеводородных горючих веществ, которые при распылении в воздушной среде в виде аэрозоля образуют взрывчатые топливно-воздушные смеси, подрываемые специальными взрывателями. Энергия взрыва боеприпасов объемного взрыва в 4-6 раз, а в перспективе в 10-12 раз больше, чем у равных по массе фугасных боеприпасов, поэтому они сопоставимы с ядерными боеприпасами сверхмалого калибра.

Кассетные боеприпасы - это авиационные кассеты, реактивные снаряды, снаряженные боевыми элементами, которые выбрасываются вышибным зарядом над целью. Боевые элементы имеют различное предназначение: осколочные (шариковые), кумулятивные, зажигательные и другие.

В последнее время большое внимание уделяется разработке управляемых и самонаводящихся на цель средств поражения: управляемые бомбы, ракеты различных классов с вероятным отклонением от цели не более 3-10 м.

Применение таких средств очень перспективно, поскольку позволяет достигать заданной цели сравнительно недорогими боеприпасами, не требует затрат на дезактивацию местности (в случае захвата данного объекта своими войсками) и снижает затраты и время на восстановление захваченных объектов.

Основная часть наиболее затратных и сложных в техническом отношении мероприятий гражданской обороны осуществляется как в мирное, так и военное время на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях).

Организации в мирное время в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности гражданские организации гражданской обороны;

осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований гражданской обороны. Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемых в каждой крупной организации планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Изготовление на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях гражданской обороны, планируется и осуществляется по государственному оборонному заказу.

Кроме того, выполнение мероприятий и нормативно-технических требований гражданской обороны предусматривается в бизнес-плане организации, планах и программах технического перевооружения и реконструкции организации, в планах НИОКР и планах освоения новой техники, а также в градостроительной, строительной и проектно-сметной документации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалах.

В военное время в организациях осуществляются мероприятия по повышению устойчивости их функционирования в условиях воздействия противника, по защите гражданского персонала, зданий, сооружений и произведенной продукции от поражающих факторов современных средств поражения, а также, в случае необходимости, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основным документом, определяющим сроки, объемы и места осуществления указанных мероприятий является план гражданской обороны организации.

Кроме того, в созданных в организациях службах гражданской обороны разрабатываются планы обеспечения мероприятий гражданской обороны служб гражданской обороны.

Организации, переносящие в военное время свою деятельность в загородную зону с территорий городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, разрабатывают расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

Организации, продолжающие в военное время свою деятельность на территориях городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, разрабатывают планы рассредоточения своего персонала в загородной зоне.

Изготовление в угрожаемый период и в военное время на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, а также строительство объектов, предназначенных для использования в целях гражданской обороны, осуществляется на основании мобилизационного плана организации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в это время.

Аналогичные перечисленные выше организационно-плановые и проектно-планировочные документы разрабатываются в структурных подразделениях (дочерних и зависимых хозяйственных обществах) организаций.

Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий гражданской обороны руководствуются также организационно-плановыми и методическими документами вышестоящих организаций, объединений организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Кроме того, начальники гражданской обороны организаций, которыми являются их руководители, вправе разрабатывать организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил гражданской обороны организации на очередной учебный год, а также издавать приказы по итогам работы за отчетный период и по другим вопросам гражданской обороны.

Рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения плана основных мероприятий организации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, плана гражданской обороны организации, плана обеспечения мероприятий гражданской обороны, службы гражданской обороны организации, расчета на проведение мероприятий по эвакуации в организации, плана рассредоточения гражданского персонала организации в загородной зоне, раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" в составе градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию организации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалов по вопросам гражданской обороны разрабатываются МЧС России и органами управления ГОЧС. Указанные рекомендации доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, министерствами и ведомствами, в подчинении (сфере ведения) которых они находятся.

Методические рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения мобилизационного плана организации по мероприятиям гражданской обороны и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в военное время, разрабатываются Минэкономразвития России с участием МЧС России и доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся. Минэкономразвития России определяет порядок формирования и доведения до организаций ежегодного государственного оборонного заказа на изготовление техники, оборудования и имущества, предназначенных для использования в целях гражданской обороны.

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны в организациях осуществляется структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях и обеспечения выполнения этими организациями приведенных выше полномочий в области гражданской обороны, возложенных на них федеральным законом "О гражданской обороне".

Одной из главных задач работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне в организациях является разработка для представления на утверждение соответствующим начальникам гражданской обороны и корректировка перечисленных выше организационно-плановых документов, включая планы гражданской обороны организации.

В соответствии с Рекомендациями по структуре и содержанию плана гражданской обороны объекта экономики план гражданской обороны объекта экономики определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное время, порядок работы объекта в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов их семей.

На объектах, прекращающих свою деятельность или переносящих ее в загородную зону, планы гражданской обороны разрабатываются с учетом особенностей, вытекающих из прекращения деятельности или переноса ее в загородную зону.

В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана гражданской обороны объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности ("Воздушная тревога") и получения средств индивидуальной защиты, состав и задачи гражданских организаций ГО, а также схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.

Начальники служб гражданской обороны объекта разрабатывают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий гражданской обороны.

Планы гражданской обороны организаций, а также организаций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества, подписываются руководителями структурных подразделений (работниками) организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, заместителями руководителей организаций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества, а также организаций, на которых функционально возложено решение задач в области гражданской обороны.

Планы гражданской обороны организаций согласовываются с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

Планы гражданской обороны организаций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества, также утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Планы гражданской обороны организаций, имеющих дочерние и зависимые хозяйственные общества, разрабатываются в количестве экземпляров по количеству пунктов управления (в том числе запасных) и дублирующих органов управления, при наличии па последних условий для их хранения (хранятся на указанных пунктах и в органах управления).

Планы гражданской обороны организаций разрабатываются в количестве экземпляров по решению начальников гражданской обороны с учетом практической необходимости (хранятся на пунктах управления, в том числе запасных, и в дублирующих органах управления).

Планы гражданской обороны организации корректируются ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января.