И ведения гражданской обороны
Регулирующих вопросы организации
Задачи и структура гражданской обороны
Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Исходя из принципов государственной политики в области совершенствования и дальнейшего развития гражданской обороны в мирное время ее органы управления, силы и средства выполняют часть задач РСЧС, связанных с защитой и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Схема 1
Номенклатура нормативных правовых актов,
Нормативные правовые документы |
Конституция РФ | Конституционные законы | Федеральные законы | Законы субъектов РФ | ||||
Указы Президента РФ | Постановления Правительства РФ | Постановления органов исполнительной власти | Основные положения | положения | |||
Нормативно-методические документы |
Уставы | Наставления | Руководства | Инструкции |
Нормативно-технические документы |
Международные стандарты | Межгосударственные стандарты | Государственные стандарты | Отраслевые стандарты |
стандарты | Строительные нормы и правила | Строительные нормы | Технические условия |
Методические документы |
Методики | Методические указания | Методические рекомендации |
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, медицинским обслуживанием, срочным предоставлением жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Решение задач гражданской обороны является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Организационную структуру гражданской обороны Российской Федерации составляет совокупность органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций (рис 1.1).
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Суть территориально-производственного принципа не просто в одновременном использовании территориального или производственного подходов к организации и ведению гражданской обороны, а в их взаимосвязи, неразрывности. Такой подход позволяет лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики при решении задач ГО.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области гражданской обороны, утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск гражданской обороны.
Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит ее организацией и ведением, издает нормативные и правовые акты в области гражданской обороны.
Руководство гражданской обороной в республиках, автономных образованиях, краях, областях, городах возлагается на глав органов исполнительной власти субъектов РФ.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), на предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и накопление
![]() |
Правительство РФ |
Федеральные службы ГО | Федеральные органы ИВ | МЧС России | Субъекты РФ | ||||||||||
Структурные подразделения (работники) ГО | Соединения и части войск ГО центр. подч. | Руководители органов ИВ субъектов РФ – начальники ГО | Службы ГО | ||||||||||
Министр РФ по делам ГО и ЧС | |||||||||||||
Руководители органов ИВ субъектов РФ – начальники ГО | |||||||||||||
Соединения и части ВС, МВД | Органы управления по делам ГО и ЧС |
Региональные организации органов исполнительной власти | Региональные центры по делам ГО и ЧС | Органы управления по делам ГО и ЧС | Муниципальные образования | |||||||
Службы ГО | ||||||||||
Руководители органов местного самоуправления – начальники ГО | ||||||||||
Начальники РЦ | Территориальные ГОГО | |||||||||
Службы ГО | Руководители – начальники ГО | Структурные подразделения (работники) ГО | ||||||||
Части и соединения войск ГО |
Объекты экономики, учреждения и организации (организация) | Объекты экономики, учреждения и организации (организация) | |||||||||
Службы ГО | Руководители организаций – начальники ГО | Структурные подразделения (работники) ГО | Структурные подразделения (работники) ГО | Руководители организаций – начальники ГО | Службы ГО | |||||
Объектовые ГОГО | Объектовые ГОГО |
руководство; взаимодействие
Рис. 1.1. Организация гражданской обороны Российской федерации
фондов средств индивидуальной и коллективной защиты, имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и работающего персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Принятые министерством, в пределах своих полномочий, решения обязательны для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Для решения специальных задач на всех уровнях создаются эвакуационные комиссии и комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий, создаются гражданские организации гражданской обороны на базе предприятий, организаций и учреждений.
В гражданские организации гражданской обороны могут зачисляться граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет (за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста).