Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны

Часть 1. Гражданская оборона, основы ее организации и ведения

Как показывает практика, недопонимание руководителями и специалистами важности получения необходимых знаний для организации работ приводит к тому, что при возникновении чрезвычайных ситуаций некоторые из них на местах не готовы и не способны взять на себя управление и всю полноту ответственности по практическому руководству ликвидацией последствий ЧС, ожидают указаний, распоряжений и помощи от вышестоящих инстанций, что приводит к потере времени, а следовательно, к увеличению количества жертв и материального ущерба.

Основной целью повышения квалификации руководителей, должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности является выработка необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия гражданской обороны и умело руководить работами по их выполнению, привитие практических навыков по руководству действиями личного состава гражданских организаций гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований.

Ключевая роль в организации и осуществлении обучения этой группы населения отводится учебно-методическим центрам ГОЧС субъектов Российской Федерации и курсам гражданской обороны муниципальных образований.

Настоящее пособие рассчитано как для преподавателей учебно-методических центров ГОЧС и курсов гражданской обороны, так и для слушателей в ходе их обучения по программам повышения квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также может быть использовано для самостоятельного изучения вопросов гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в ходе практической работы по организации и выполнению всего комплекса этих задач.

Авторы будут благодарны всем, приславшим свои замечания и предложения, которые будут учтены в последующих изданиях.

 

 

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. № 2416-1, федеральных законов Российской Федерации "Об обороне" от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ и "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации — нового демократического правового государства - объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Вопросы обороны и безопасности согласно статье 71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).

В период становления новой российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия закона Российской Федерации "О безопасности", определившего систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой. Весьма важно определение безопасности как состояния защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, к которым отнесены личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Закон Российской Федерации "О безопасности" не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти. В законе прямо указано, что формирования гражданской обороны и службы ликвидации чрезвычайных ситуаций включаются в силы обеспечения безопасности.

Данное законодательное закрепление места гражданской обороны получило дальнейшее свое развитие в федеральном законе "Об обороне". Статьей 21 этого закона определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи и организация которой определяются федеральным законом.

Гражданская оборона охватывает многие стороны жизни любого государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны. Вот почему в современных условиях прогрессивное развитие норм права вооруженных конфликтов уже невозможно без признания норм международного права, в том числе и по вопросам гражданской обороны. Наше государство федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ подтвердило в статье 5, что международные договора Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью его правовой системы.

Международно-правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в Дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, который принят в 1977 году. В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. В статье 62 Протокола 1 указано, что "гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой" и имеют право выполнять порученные им задачи по гражданской обороне. Уважение и защита распространяется на здания и материальную часть, используемые в целях гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения. Таким образом, при определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия: их неучастие в боевых действиях и основное назначение - гуманитарную деятельность.

Таким образом, все изложенные выше конституционные и законодательные решения Российской Федерации, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.

Федеральный закон Российской Федерации "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны, а также порядок руководства ГО и состав гражданской обороны.

Закон вводит основные понятия в области гражданской обороны.

Гражданская оборона -система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба гражданской обороны -служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.