Субъекты внешнеэкономической деятельности
Участниками внешнеэкономических отношений в Республике Беларусь являются:
1. Физические лица: граждане Республики Беларусь, обладающие право- и дееспособностью.
2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица, Советы, исполнительные комитеты и местные администрации. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (в редакции Законов от 10 января 2000 г. № 362-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлснии в Республике Беларусь») [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 8. ~ 2/137; 2000. -№ 59. - 2/174; № 150. - 2/203; 2001. - № 50, - 2/765]. Ст. 39 этого Закона, устанавливает, что Советы, исполнительные комитеты и местные администрации, а также создаваемые ими органы в пределах предоставленных им полномочий вправе:
1) заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств либо на иной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
2) создавать совместные предприятия по выпуску продукции производственно-техническою назначения, товаров народного потребления и оказанию услуг населению; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных, реабилитационных центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации для жилищно-коммунального хозяйства, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, развитием их материальной базы, проведением на коммерческой основе международных ярмарок, выставок и других мероприятий, а также развитием рекламной деятельности;
3) организовывать приграничную торговлю;
4) вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о создании свободных экономических зон.
Участниками внешнеэкономической деятельности являются также иностранные и совместные предприятия, созданные в соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г. и зарегистрированные в установленном порядке.
3. Предприятия, созданные за рубежом субъектами хозяйствования Республики Беларусь в порядке осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Белорусской ССР» от 25 октября 1990 г.; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей» от 29 мая 1992 г.
4. Физические и юридические лица иностранных государств. Общим условием участия граждан иностранных государств во внешнеэкономической деятельности является обладание ими гражданской правоспособностью и дееспособностью. При этом дееспособность возникает с совершеннолетия, которое в разных странах связывается с достижением различного возраста. Так, по Гражданским кодексам Италии, Франции, Англии, совершеннолетним считается лицо, достигшее 23 года, в Японии - 20 лет, по законодательству большинства штатов США - полная дееспособность для женщин наступает с 18 лет, а для мужчин - с 21 года.
В ряде стран действует институт эмансипации (Франция, Италия, Германия): в частности в Италии, Германии в отношении лица, достигшего 1 к лет. Кроме того, вступление несовершеннолетнего в брак делает его дееспособным (Италия, США и др.).
Разное решение в государствах вопроса о дееспособности приводит к коллизиям (столкновению законодательств государств), которые находят размещение в коллизионных нормах международного частного права государств. В большинстве стран континентальной Европы, в странах англо-американского права, вопросы дееспособности решаются по личному закону гражданства. Норма ст. ИЗО ГК Республики Беларусь также устанавливает, что гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по закону страны гражданином которой он является, а лица без гражданства - по закону страны, в которой он имеет постоянное место жительства.
Что касается юридических лиц, (организаций, фирм и т.д.), то их правовое положение определяется через такие категории, как «личный статус», «национальность» юридического лица, поскольку эти субъекты всегда «привязаны» к определенному государству и его правопорядку.
Так, в странах континентальной Европы (Австрия, Германия, Франция и др.) личный статус юридического лица определяется по праву государства, где имеет «оседлость» юридическое лицо. При этом под «оседлостью» понимается место фактического нахождения административного центра юридического лица (правления, дирекции и т.д.).
В странах англо-американского права личный статус юридического лица определяется по месту «инкорпорации», т.е. месту регистрации Устава юридического лица. В некоторых странах под «оседлостью» юридического лица понимается не место нахождение его административного центра, а места осуществления хозяйственной деятельности.
Те же критерии - место оседлости (в странах континентальной Европы) и места инкорпорации (в странах англо-американского права) используются и при определении национальности юридического лица. Однако используются и другие критерии.
Правоспособность иностранных юридических лиц определяется в государствах по-разному: она может быть общей либо специальной, позволяющей юридическому лицу приобретать лишь определенные гражданские права и обязанности. Однако следует учесть, что во всех странах мира, независимо от действующей системы права, отмечается тенденция к расширению объема правоспособности. 5. Субъектом внешнеэкономических отношений, регулируемых национальным законодательством, в том числе нормами международного частного права, а также международными договорами (конвенциями) может быть и государство.