Методы государственно-правового регулирования внешне экономической деятельности

Общепризнанно, что методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование. Основой тарифного регулирования является таможен­ный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклату­рой внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории.

Таможенный тариф в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 3 февраля 3993 г. в редакции Закона 1997 г. введен с целью рационализации товарной структуры ввоза товаров в республику, поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, создания условий для прогрессивных изменений в сгрукту ре производства и потребления товаров в стране, защиты интересов Респуб. лики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции обеспечения условий для эффективной интеграции республики в мировую экономику.

Ставки-таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через та­моженную границу Республики Беларусь, вида сделок и других фак­торов, за исключением случаев, предусмотренных Законом «О та­моженном тарифе».

Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных указанным выше Законом, определяются Советом Министров Рес­публики Беларусь.

'В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-полити-ческие отношения с которыми не предусматривают режима наиболь­шего благоприятствования, либо товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, оп­ределенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличива­ются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений этого же Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и являются исключительно мера­ми оперативного регулирования внешнеэкономической деятельнос­ти на территории Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин бывают трех видов: адвалорные, специфические, комбинированные. Адвалорные пошлины устанав­ливаются в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические - в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров и комбинированные сочетают оба вида указанных выше ставок.-Для оперативного регулирования, ввоза и вывоза товаров Совет Министров может устанавливать на срок не свыше 6 месяцев в год сезонные пошлины. В этом случае ставки таможенных пошлин, предус­мотренные Таможенным тарифом, не применяются.

Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право уста-

Вавливать особые виды пошлин: специальные антидемпинговые и ком-Венсационные. Эти пошлины устанавливаются в целях защиты экономи-•вских интересов Республики Беларусь по итогам проведенного для каж­дого отдельного случая расследования органами государственного управ-' лепил. Их размер должен быть соотносим с величиной установленного [' расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Специальные пошлины применяются в случаях, если товары вво-|f зятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным произво-I дителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики >• Беларусь отдельных стран и их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на та-Гможенную территорию республики товаров по цене более низкой, [чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, : а компенсационные - в случаях ввоза в республику товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использова-глись субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести мате­риальный ущерб отечественным производителям подобных товаров ' либо препятствует организации или расширению производства по-добных товаров в Республике Беларусь.

Закон «О таможенном тарифе» устанавливает системы и методы определения таможенной стоимости товаров, порядок их примене-[ния, общие правила, касающиеся порядка определения страны про-гисхождения товара, а также тарифные льготы.

Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила таможенного оформления, деклари­рования установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь. В развитие этих общих правил Таможенным комитетом разработан порядок предъявления к таможенному оформлению товаров, пере­мещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.

Таможенное оформление перемещения товаров через границу осуще­ствляется должностными лицами таможни в целях обеспечения таможен­ного контроля за перемещением товаров и применения средств государ­ственного регулирования ввоза и вывоза товаров, их транзита через терри­торию республики. Таможенное оформление заключается в выдаче заинте­ресованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение нахо­дящихся под таможенным надзором вещей через таможенную границу либо на совершение с такими вещами иных действий в соответствии с таможен­ными режимами, установленными Таможенным кодексом. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь вещи, перемещаемые через таможенную границу, могут ввозиться на таможенную территорию для свободного обращения;

- временного размещения в целях хранения, пользования и промышленной переработки;

— транзитной перевозки.

Вещи, перемещаемые через таможенную границу, могут выво­зиться за пределы республики:

— с целью вовлечения вывозимых вещей в экономический оборот за границей;

— для временного размещения в целях пользования и промыш­ленной переработки;

— с целью возврата за границу после временного размещения на таможенной территории республики.

Лица, в интересах которых осуществляется перемещение вещей через таможенную границу, допускаются к владению, пользованию и распоряжению такими вещами в пределах прав, определяемых одним из следующих таможенных режимов:

1) свободного обращения;

2) экспортной поставки;

3) таможенного хранения;

4) совершенствования;

5) переработки для свободного обращения; 6} временного пользования;

7) перевозки под таможенным контролем.

Таможня обязана информировать предприятия, организации и граждан о порядке таможенного оформления.

При отказе в пропуске через границу товаров таможня обязана да­вать исчерпывающие разъяснения требований таможенного оформле­ния, выполнение которых обеспечивает возможность их пропуска.

Участники внешнеэкономической деятельности представляют таможне письменную декларацию на перемещаемые через таможен­ную границу товары.

Декларирование производится предприятиями и организациями, перемещающими товары через границу. Однако эти организации могут поручить на основании договора декларирование товара дру­гой организации, имеющей лицензию на осуществление деклариро­вания, - таможенному агенту.

К мерам нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: квотирование и лицензирование экспорта и |' импорта товаров, работ и услуг; регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (работ и услуг) в уполномоченных органах; установление иных форм контроля, в том числе валют­ных, внешнеторговых операций (оформление и регистрация «пас­портов сделок», статистической декларации); меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.

Указанные инструменты государственного регулирования ис-| пользуются с целью обеспечения государственного контроля за внеш­неэкономической деятельностью субъектов хозяйствования респуб­лики, защиты ее внутреннего потребительского рынка, исполнения международных договоров Республики Беларусь, повышения эффек­тивности внешнеэкономических связей республики.

Лицензирование как инструмент государственного регулирова­ния внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа. Лицензированию подлежат; 1) деятельность по организации иностранного туризма; 2) операции по экспорту и импорту ряда товаров (работ, услуг).

Выдача лицензий на организацию иностранного туризма возло­жена на Министерство спорта и туризма и регулируется Временным положением о порядке выдачи субъектам хозяйствования специаль­ных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов дея­тельности, утвержденным Постановлением Совета Министров от 16 октября 1991 г., № 386 в редакции Постановления Совета Министров от 22 сентября 1992 г. № 573 «О внесении изменений в Постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1991 г. № 386» с последующими изменениями и дополнениями [Собрание постанов­лений правительства Республики Беларусь. — 1992. — № L — Ст. 4].

Лицензирование экспорта и импорта и регистрация контрактов отдельных видов товаров регулируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1000 от 30 июня 1999 г. «О со­вершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь». Указанное Постановление установило исчер­пывающий перечень товаров, экспорт которых осуществляется:

1) по специальным лицензиям образца Европейского союза для торговли текстильными изделиями, выдаваемым Министерством ино­странных дел (в числе таких товаров ткани из шерстяной пряжи, хлоп­чатобумажная пряжа, нитки, ткани и другие товары по перечню № I);

2) по лицензиям Министерства иностранных дел (перечень това­ров по приложению № 2).Этим же постановлением установлены перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства иностранных дел (приложение № 3); перечни товаров, экспорт и импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в Министерстве иностранных дел (приложения № 4 и 5 к Постановлению), а также в облисполкомах и Минс­ком горисполкоме (приложение № 6).

При этом в одних случаях лицензии на экспорт отдельных това­ров (сырая нефть, продукты переработки нефти) выдаются субъек­тами хозяйствования Республики Беларусь, являющимися произво­дителями этих товаров, а лицензии на экспорт других товаров (ми­неральные удобрения, отходы и лом цветных и черных металлов) - в пределах объемов установленных квот. Такие квоты ежегодно уста­навливаются Министерством экономики, а информация о них пред­ставляется в Министерство иностранных дел для осуществления кон­троля за их использованием.

Постановление, кроме того, определяет применительно к како­му таможенному режиму товаров применяется изложенный выше порядок лицензирования.

Без лицензий или сертификатов регистрации контрактов экспор­тируют продукцию собственного производства субъекты хозяйство­вания, в установленном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 %, а также резиденты свободных экономичес­ких зон Республики Беларусь

Установленный Постановлением от 30 июня 1999 г. № 1000 порядок регистрации контрактов на указанные в соответствующих перечнях то­вары распространен и на торговлю со странами Таможенного союза.

При оформлении разрешительных документов за внесение в них изме­нений, выдачу дубликатов и т.д. с субъектов хозяйствования взимается плата.

Нарушение субъектами хозяйствования порядка квотирования и ли­цензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) влечет ответ­ственность в виде уплаты штрафа. Основание и размер штрафа установ­лен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октяб­ря 1993 г. «Об установлении ответственности за нарушение порядка квоти­рования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг)» [Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. — /993. — №30. — Ст. 596; Собрание Указов Президента и постановлений Каби­нета Министров Республики Беларусь. — 1995. — № 14. — Ст. 362].

Постановление, в частности, предусматривает взыскание штрафов: за вывоз и ввоз лицензируемых товаров без наличия лицензии в размере [суммы сделки; за представление заведомо-ложных сведений при оформлении лицензии, за внесение изменений в ее реквизиты после ее подписа­ния без согласования с органом, выдавшем лицензию, за ввоз и вывоз товаров по договору, основные условия которого изменены после выдачи лицензии без согласования с органом, выдавшем лицензию, - в размере от 50 до 100 % суммы сделки. Взыскание штрафа производится и за другие нарушения.

Упорядочению проведения внешнеторговых операций призваны способствовать меры, предусмотренные Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 4.01.2000 г. № 7: «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», и в частности: обеспечение поступления денежных средств от экспорта товаров (ра­бот, услуг) только на счета экспортеров, а оплату их импорта - толь[ко со счетов импортеров, если иное не обусловлено Советом Мини­стров Республики и Национальным банком, а также за исключени­ем случаев, когда оплата за импорт товаров осуществляется со сче­тов нерезидентов Республики Беларусь; проведение расчетов по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и ин­дивидуальные предприниматели оформили паспорта сделок, только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок; запрет производить расчеты в белорусских рублях между резидентами в оплату обязательств по экспорту товаров (работ, ус­луг), если иное не определено Советом Министров Республики Бе­ларусь и Национальным банком.

Не разрешается также продажа нерезидентами Республики Бела­русь товаров по перечню, определяемому Советом Министров Рес­публики Беларусь, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретенной на внутреннем рынке.

Указ определяет сроки и порядок их исчисления, в течение кото­рых должно быть обеспечено поступление средств от экспорта това­ров (работ, услуг) - 90 дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг и 60 - со дня поставки в пределах европейс­кой территории; поступление товаров по импорту (60 дней) и вы­полнение работ, оказание услуг по импорту (90 дней) с даты прове­дения платежа.

Продление этих сроков по заявкам субъектов хозяйствования возложено на Министерство иностранных дел, а если сроки поступ­ления денежных средств превышают 180 календарных дней - про­дление осуществляется Министерством при наличии согласования с Национальным банком.

За нарушение изложенных выше правил поведения внешнеэкономических операций {несанкционированное превышение сроков проведения таких операций, экспорт товаров, оплаченных белорусскими рублями за нерезидента и т.д.) установлены экономические санкции, применение которых возложено на уполномоченные должностные лица Комитета государственного контроля и его территориальных органов

Указом утверждено Положение о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внеш­неторговых операций, регламентирующее порядок оформления паспор­та сделки, предоставление для целей статистического учета экспорта и импорта товаров и валютного контроля «статистической декларации» в том случае, когда в соответствии с законодательством не требуется таможенное оформление товаров, обязанности таможенных органов банков, Министерства иностранных дел, Комитета государственного контроля и других органов государственного управления по осуществ­лению контроля внешнеторговых операций, а также обязанности субъектов хозяйствования при их осуществлении.