Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Источни­ки правового регулирования

Для современного периода развития мировой экономики и от­дельных государств, в том числе Республики Беларусь характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предприни­мателями различных стран. Предприятия и организации, находящи­еся в разных государствах, вступают в хозяйственные связи в сфере науки, техники, производства, сбыта, обслуживания.

Наряду с традиционной формой экономических связей - торгов­лей товарами, получили свое развитие и иные формы сотрудничества - экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосроч­ные инвестиции, позволяющие создавать за границей, а также в рес­публике иностранные и совместные предприятия, филиалы, дочерние компании; инвестиции в форме вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода; кредитные операции. Важное место во внеш­неэкономических связях занимает обмен научно-техническими знани­ями путем выдачи лицензий на право использования изобретений, тех­нических знаний и опыта (ноу-хау), товарных знаков, оказание инже­нерно-консультационных услуг, связанных с проектированием, стро­ительством 'и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых 'технологических процессов на предприятиях заказчика, усовершен­ствованием произведенных процессов и т.д.

Широко используются во внешнеэкономическом обороте транс­портные, лизинговые услуги, а также услуги по международному туризму. Эти и другие услуги оказываются на основе заключаемых внешнеэкономических сделок.

Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республи­ки Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей - одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение стало возможным, прежде всего за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издер­жки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки произ­водства которых относительно ниже.

Экспорт продукции с меньшими национальными затратами производ­ства и закупка товаров за рубежом, изготовление которых в республике требует больших затрат, несомненно дает известный экономический эф­фект. Возможность закупки за рубежом товаров, где для их производства существуют лучшие природные социально-экономические условия, ос­вобождает от необходимости вкладывать средства в их производство в сво­ей стране, где таких условий нет, направить освободившиеся средства в другие сферы.

Внешнеэкономические связи, в частности торговля, нередко по­зволяют увеличить объем производства той или иной продукции, обеспечить достижение оптимальных размеров производства, рас­ширения ассортимента товаров, улучшения их качества.

Участие Беларуси в международном разделении труда, ее специ­ализация в мировом масштабе и кооперирование создают условия для повышения технического уровня производства, роста произво­дительности труда, улучшения качества продукции, позволяют со­средоточить материальные и иные ресурсы на производстве опреде­ленных товаров, использовать достижения науки и техники.

Оценка роли внешнеэкономических связей в повышении эффектив­ности производства республики была бы неполной без учета того, что их развитие создает условия для использования передового зарубеж­ного опыта в целях ускорения научно-технического прогресса путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изоб­ретения, технологические процессы, новую продукцию и т. д.

Покупка и использование новой техники и технологии способству­ют достижению более высокой производительности труда, выпуску продукции более высокого качества, с лучшими потребительскими свойствами, т.е. обеспечивают достижение экономического эффекта.

Наконец, иностранные кредиты, а также иностранные инвести­ции в экономику республики - важный аспект внешнеэкономичес­ких связей, позволяющих получить дополнительные средства для капитальных вложений в производство и развитие социальной сферы.

Внешнеэкономические торговые связи позволяют улучшить снабжение населения республики продовольствием и товарами народного потребления, способствуя росту благосостояния народа.

Международная практика, международное частное право вырабо-И0ли специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую и действующим законодательством Республики Беларусь. В их числе понятия: «резиденты» и «нерезиденты».

Резиденты - это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юри­дические лица, созданные в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том Iчисле юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломати­ческие, тортвые и иные официальные представительства Республи­ки Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломати­ческими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность.

Нерезиденты - иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Респуб­лики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с зако­нодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприя­тий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные пред­ставительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также пред­ставительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность. Внешнеторговые операции, независимо от их предмета, подразде­ляются на импортные и экспортные. Импортные операции предполагают ввоз резидентами в Республику Беларусь товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) для по­требления и реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Экспорт предполагает вывоз резидентами Республики Беларусь товаров, выполнение работ, оказание услуг нерезидентам.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэк­спортные и реимпортные операции. При реэкспорте осуществляется вывоз за границу ранее ввезенного в Республику Беларусь товара, не подвергавшегося здесь какой-либо переработке. Реимпорт связан с ввозом из-за границы ранее вывезенных из Республики Беларусь товаров, не подвергавшихся за границей переработке. Например, товары, не проданные на международном аукционе, товары ненадлежащего качества и т.д.

Использования в полной мере тех возможностей, которые дает участие во внешнеэкономических связях, поставило перед республикой задачу со­здания новой системы организации внешнеэкономической деятельности и управления ею как составной части общей экономической реформы.

«Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — М> 3]_ — С. 536], принятая 27 июля 1990 г. Верховным Советом республики, провозг­ласила независимость республики во внешних отношениях, а принципы положенные в их основу, закрепленные в Декларации .и в общепринятых международных нормах и правилах, легли в основу Закона от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Бела­русь». К ведению Республики Беларусь как субъекта внешнеэкономичес­ких отношений закон относит: разработку и осуществление внешнеэконо­мической политики, в том числе валютно-кредитной; определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций; установ­ление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэконо­мической сфере; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общеприня­тыми принципами и нормами международного права; установление по­рядка создания и регистрации на территории республики иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, пред­приятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельнос­тью; защиту экономических интересов республики, ее предприятий и граж­дан за ее пределами; установление налогов, сборов и обязательных плате­жей от доходов участников внешнеэкономической деятельности; определе­ние зон свободного предпринимательства; установление правовой защиты иностранных инвесторов; участие в создании и деятельности международ­ных организаций, различного рода межправительственных комиссий и ко­митетов.

С целью обеспечения активного участия в международном раз­делении труда закон предоставил право осуществлять внешнеэко­номическую деятельность всем предприятиям, организациям, их объединениям, кооперативам, иным юридическим, а также физичес­ким лицам [Собрание постановлений правительства Республики Бе­ларусь. - 1990. - № 31. - Ст. 600].

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [предприятий и организаций республики с предприятиями иностран­ных государств осуществляется актами разного уровня. Это прежде все: о международные акты - многосторонние, региональные и дву­сторонние договоры. Многосторонние международные договоры, или конвенции, являются средством унификации правовых норм в регулировании тех или иных внешнеэкономических связей и состав­ляют довольно большую группу актов. К ряду из них в разное время присоединились СССР., а также Республика Беларусь. Так, бывший В СССР присоединился к Женевской конвенции 1983 г. об охране промышленной собственности, к Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям 1976 г., Афинской конвенции о перевозках морем пассажиров и багажа 1974 г., Женевской конвенции о международной дорожной перевозке грузов 1956 г. и др.

Белоруссия в 1989 г. присоединилась (с одной оговоркой) к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подпи­санной в Вене в 1980 г. [Собрание законов БССР. — 1989. — № 25. — Ст. 261]. 1 июля 1993 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 370 о правопреемственности Республики Беларусь в от­ношении подписанной 6 сентября 1952 г. в г. Женеве Всемирной конвен­ции об авторском праве начиная с 1973 г. [Собрание постановлений правительства Республики Беларусь. — 1993. — № 16. — Ст. 311].

Следует иметь в виду, что странами отдельных регионов заключены региональные международные договоры. Так, в рамках меж­дународной организации - Европейского экономического сообщества - заключены многие договоры, в том числе Конвенция о взаим­ном признании юридических лиц 1968 г., странами общего рынка -Конвенция о праве, подлежащем применению к договорным обяза­тельствам 1980 г., и др. Важным источником правового регулиро­вания внешнеэкономических отношений республики с другими го­сударствами являются двусторонние международные договоры, в частности, торговые соглашения и т.д. Следует иметь ввиду, что не­которые особенности правового регулирования присущи внешнеэко­номическим связям государств СНГ. Правовое регулирование этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных (межправительственных) договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участника­ми СНГ. Так, 20 марта 1992 г. в г. Киеве государствами СНГ подпи­сано «Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ (Республика Армения, Беларусь Казахстан, Кыргызия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина) [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — /99? — № 22- — Ст. 281}. Тогда же было подписано и «Соглашение о порядке разрушения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993, - № 18. -Ст. 207]. 24.12.1993 с государствами - участниками СНГ было подписано соглашение «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъекта­ми хозяйствования разных государств» [Информационный вестник «Со­дружество» ~ 1993. - № 5], а Протоколом от 1.06.2001 г. в него были внесены изменения, касающиеся размера уплачиваемой субъектами хо­зяйствования государственной пошлины.

Важное значение имели подписанные государствами - участниками Содружества Соглашения о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г. [Информационный вестник "Содружество». — /992. —№3]; дого­вор «О создании экономического союза» от 24.09.1993 г. [Информацион­ный вестник «Содружество». — 1993. — № 4 (12)] и целый ряд актов, принятых в порядке исполнения указанного договора, подписание Сове­том глав государств СНГ 28.03. 1997 г Конвенции «О защите прав инвесто­ра» [Информационный вестник «Содружество», — 1997. — № 2 (26)] и многих других актов, касающихся экономического содружества.

В настоящее время в Содружестве Независимых Государств идет про­цесс формирования зоны свободной торговли, в частности, завершение выполнения внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., а также Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 г.; разработка и согласование на двусторонней ос­нове графиков отмены изъятия из режима свободной торговли, а также перехода на взимание косвенных налогов по принципу «страна назначе­ния» товаров.

Кроме того, 10 октября 2000 г. участники Таможенного Союза -Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Кыргызская Республика подписали до­говор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Ев-рАзЭС). Сообщество создано с целью эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза, Единого экономическогоo пространства, а также реализации других целей, определенных в со­глашениях о Таможенном Союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях и Договоре о таможенном со­юзе и Едином экономическом пространстве, подписанных ранее государ­ствами-учредителями ЕврАзЭС. В настоящее время в ЕврАзЭС идет про­цесс формирования органов этой международной организации, опреде­ления и реализации первоочередных мер в области проведения согласо­ванной политики в торгово-тарифной сфере, в области экономической политики, социальной и правовой сфере. Их реализация позволит государ­ствам перейти к решению основных задач, определенных Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества - дальнейшему углублению интеграции между государствами - учредителями. К числу источников, регулирующих внешнеэкономические отношения предприя­тий и организаций Беларуси, а также физических лиц, относятся внутрен-. ние законодательные акты республики. Это, прежде всего, Конституция республики, в которой предусмотрено, что Республика Беларусь призна­ет приоритет общепризнанных принципов международного права и обес­печивает соответствие им законодательства (ст. 8) и что «иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются правами и свободами, исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11) [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1994. — № 9. I Ст. 144].

Важным источником, регулирующим внешнеэкономические от-, ношения, являются специальные нормативные акты, в том числе за­коны «Об основах внешнеэкономической детальности Республики Беларусь» [Ведомости Верховного Совета БССР. — 1991. — № 22. ~ Ст. 300; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1992. М> 16. — Ст. 263; 1994. — № 11. — Ст. 149], «Об инвестиционной деятельности в Белорусской ССР» [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 199/. — № 22. — Ст. 300], "Об иностранных 1вестициях на территории Республики Беларусь" [Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — № 35. — Ст. 625; Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. — 1998. — № I — Ст. 16; 1998. — № 15. — Ст. 184], Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый Верховным Советом Республики 6 января 1-998 г. [Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1998. — № 10 - 12. — Ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. ~ № 50. - 2/166], Закон «О таможенном тарифе» от 3 февраля 1993 г. в редакции Закона от 5 декабря 1997 г № 98/3 [Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1998. — № 3. — Ст. 15; Национальный реестр правовых актов Pecпублики Беларусь. - 2000. ~ № П. - 2/141} и др.

Ряд вопросов внешнеэкономической деятельности урегулирован подзаконными актами Совета Министров Республики Беларусь, актами министерств и ведомств, в частности Министер­ства иностранных дел (ранее Министерства по внешнеэкономичес­ким связям), Национального банка и т.д. Так, приняты акты, касаю­щиеся инвестиционной деятельности за границей, квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров и услуг, открытия сче­тов, производства расчетов и валютных операций, проведения та­моженных процедур и т.д.

Наконец, изданы специальные нормативные акты по вопросам создания свободных экономических зон в Республике Беларусь (в районах г. Бреста, Гомель — Ратон, Витебск и Минск). Правовые основы хозяйствования в свободных экономических зонах, вопро­сы иностранных инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон урегулированы Положениями о сво­бодных экономических зонах в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Помимо специальных нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты внешнеэкономических отношений, во внутреннем за­конодательстве республики есть и общие аспекты, содержащие со­ответствующие нормы. В числе таких актов прежде всего следует указать раздел VII ГК «Международное частное право». Сюда вхо­дят нормы гражданской правоспособности иностранцев и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, ко­торый подлежит применению к обязательствам по сделкам и др.

ГК, кроме того, устанавливает, что если в международном дого­воре закреплены иные правила, чем те, которые содержатся в ГК, то применяются правила международного договора.

Нормы, регулирующие внешнеэкономические связи, содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе и Хозяйственно-процессуаль­ном кодексе республики.

Так, в разделе V ХПК «Производство по делам с участием иност­ранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без граждан­ства» помещены нормы о процессуальных правах и обязанностях ино­странных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, о компетенции судов республики по рассмотрению дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, липа без гражданства и иност­ранные юридические лица, об исполнении Поручений судов иностранных государств, об исполнении решений иностранных судов и др.

Нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, содер­жатся и в других общих кодифицированных актах специального за­конодательства.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регу­лирования внешнеэкономических отношений: прямой if коллизионный. Прямой метод заключается в том, что правовая норма непосредствен­но регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим ак­там. Это унифицированные материально-правовые или процессуаль­но-правовые нормы, дающие решение соответствующего вопроса и устраняющие, таким образом, коллизии (столкновения) между нацио­нальным законодательством различных государств, в том числе и под­писавших международный договор. Этот метод применяется и во внут­реннем законодательстве Республики Беларусь, например, в статье ГК, устанавливающей, что иностранные граждане пользуются в республи­ке гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республи­ки Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами рес­публики и международными договорами (п. 2 ст. 1104 ГК).

Коллизионный метод заключается в том, что норма права непос­редственно не регулирует отношений, т.е. не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны.

Так, в соответствии с ГК Республики Беларусь гражданская пра­воспособность и дееспособность иностранного гражданина опреде­ляется по праву страны, гражданство которой это лицо имеет (лич­ным законом).

Коллизионный метод использован и при регулировании отноше­ний между организациями государств - участников СНГ. Так, кол­лизионные нормы содержатся в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Итак, коллизионные нормы - это правила, устанавливающие, право какой страны (государства) подлежит применению к соответствующему отно­шению. Такие нормы содержатся во внутреннем законодательстве всех цтран. Каждое государство устанавливает в национальном праве коллизи­онные нормы, которые признает для себя приемлемыми. В силу этого сходные отношения нередко получают1 различное правовое решение. Кол­лизионная норма состоит из двух элементов: объема и привязки. Объем это часть коллизионной нормы, указывающая на те отношения, к которым данное правило применимо. Привязка - часть коллизионной нормы, кото­рая указывает на подлежащий применению закон. Привязка может отсылать к собственному (национальному) законодательству данного государства (односторонняя коллизионная норма) либо указывать на общий принцип, по которому можно определить, закон (законодательство) какого го­сударства должен быть применен к соответствующему отношению (дву­сторонняя коллизионная норма). Привязка двусторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления. В ней указывается тот или иной коллизионный принцип. Так, формулой прикрепления являются законы гражданства (личный закон), местожительства, места нахождения вещи и т.п.

При регулировании внешнеэкономических отношений, и, прежде всего, торговых, используется и обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единооб­разное правило, получившее признание государств. Обычай неред­ко применяется на основании соглашения сторон. 6 частности, сто­роны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, напри­мер, условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д. Существует несколько частных кодификаций международных тор­говых обычаев. Это «Инкотермс» - сборник пояснений, толкований коммерческих терминов и обычаев, сложившихся в практике внеш­ней торговли, опубликованный Международной торговой палатой (ред. 1990 г.), Правила об общей аварии и др.