Специализация при обслуживании и ремонте автомобилей

При рассмотрении перспектив со­вершенствования систем ТО и ре­монта надо обязательно учитывать плановость и необходимость интенси­фикации развития экономики стра­ны, достижения НТП, обеспечи­вающие разработку и реализацию долгосрочных требований к надеж­ности автомобилей и развитию тех­нической эксплуатации, основанных на интересах народного хозяйства в целом.

Необходимость и целесообразность совершенствования и развития прин­ципов планово-предупредительной системы, заключающихся в углубле­нии предупредительной стратегии, состоит в повышении экономичности автомобилей, производительности труда персонала ИТС, в совершен­ствовании мер по защите окру­жающей среды.

Темпы пополнения, списания и об­новления парка автомобилей создают достаточно стабильный и устойчивый его состав, дающий определенный поток неисправностей, который явля­ется первоисточником формирования системы ТО и ремонта и соответ­ствующей программы работ. К началу 90-х гг. произ­водимые в настоящее время и модер­низируемые на их основе автомобили составляют в грузовом парке 66–80 %; в автобусном 57–76 % и так­сомоторном – более 95 %. При­мерно 12–15% грузовых автомоби­лей и 5–10% автобусов отвечают требованиям ГОСТ 21624-81, кото­рый укрупненно определяет основ­ные нормативы на ближайшие 10–15 лет. Поэтому для этого периода характерно сохранение основных особенностей действующей пла­ново-предупредительной системы, которая будет совершенствоваться главным обра­зом вслед­ствие повышения эксплуатационной надежности автомобилей, а также в организационно-техническом плане в результате постепенного укрупне­ния АТП, создания объединений, в том числе региональных и вневедом­ственных, кооперации, централиза­ции, совершенствования методов организации производства и мате­риально-технического снабжения. В результате реализации требо­ваний по эксплуатации и совершен­ствованию конструкции автомобилей в перспективе произойдет постепен­ное сокращение удельного веса традиционных работ ТО – смазоч­ных, крепежных, регулировочных – и увеличение их периодичности. Более широкое применение найдут предупредительные замены узлов, агрега­тов, обеспечивающие повышение безотказности, особенно в межосмотровые периоды.

Важность экономии топливно-энергетических ресурсов и защиты окружающей среды усилит требова­ния к техническому состоянию авто­мобилей и будет стимулировать более широкое применение компью­терных средств управления рабо­чими процессами двигателя и авто­мобиля, а также диагностических средств.

В настоящее время ведутся разработки и испытания про­стейших (на 10–20 параметров) встроенных (бортовых) систем дат­чиков контроля технического со­стояния, основанных на регулярном подключении их к стационарным диагностическим установкам, имею­щимся на крупных АТП, объедине­ниях и СТО. Указанные системы найдут приме­нение на автомобилях большой грузоподъемности и автобусах боль­шой вместимости.

Повышение долговечности кузо­вов, рам, кабин, применение про­тивокоррозионных мер при произ­водстве и эксплуатации приведут к прекращению полнокомплектного ка­питального ремонта автомобилей. В результате повышения требо­ваний к надежности автомобильного транспорта, его скорости, вместимо­сти, грузоподъемности возрастают требования ко всему персоналу ИТС автомобильного транспорта. Разви­тие хозяйственных отношений повы­сило требования к составу и обосно­ванности нормативов ТЭА, включая систему ТО и ремонта.

Для легковых автомобилей инди­видуального пользования целесо­образна система ТО с одним основным его видом, сопоставимым по периодичности со среднегодовым пробегом этих автомобилей, т.е. 10–15 тыс. км. Для грузовых и пассажирских автомобилей возможность создания такой системы определяется повышением надежности, а также совершенствованием технологии и организации ТО и ремонта. На этом этапе на основе инфор­мации по надежности конкретных автомобилей и использования ком­пьютерной техники апробиро­ваны системы проектирования нор­мативов ТО и ремонта (виды ТО, периодичность, состав операций), а также определения рационального момента списания автомобилей, по­зволяющие индивидуализировать нормативы ТЭА. Дальнейшее совершенствование системы ТО и ремонта определяется изме­нениями конструкции автомобилей, возрастного состава парка, условий эксплуатации и других факторов дерева систем ТЭ, которые определяют поток требова­ний, возникающих при работе авто­мобилей. Система ТО и ремонта должна преобразовать этот поток в соответствии с поставленными пе­ред нею целями. Поток неисправ­ностей преобразуется (неисправ­ности устраняются или предупре­ждаются) с помощью воздействий, предусмотренных системой ТО и ре­монта. При этом границы между стратегиями разбивают воздействия по целям – поддержание работо­способности (профилактическая стратегия I) и восстановление ут­раченной работоспособности (стра­тегия II). Экономические, техноло­гические, организационные границы разбивают воздействия по методам их выполнения. В результате ис­пользования экономических и других критериев стратегия I разбивается по двум направлениям – выполнение ТО без предварительного контроля (1-1) и с предварительным контро­лем – диагностированием (1-2).

В зависимости от экономических условий, надежности изделий и поставленных целей любая из этих стратегий может оказаться рациональной, но стратегия 1-2 может совершенствоваться и дальше. В случае стратегии 1-2-1 используются стационарные диагностические средства. Основным условием применения этой стратегии являются: надежность и универсальность самих диагностических средств и снижение затрат на их приобретение и эксплуатацию. При этом возможны два ва­рианта развития стратегии 1-2-1: контроль работоспособности, вы­полняемый с определенной (постоян­ной или изменяющейся) периодич­ностью и «корректировкой» техниче­ского состояния по результатам этого контроля (1-2-1-1); контроль и прогноз работоспособности (1-2-1-2), который позволяет на следующем шаге или корректировать периодич­ность последующего контроля, или уточнить предстоящий объем работ.

Система встроенных диагностиче­ских средств (1-2-2) может развиваться в следующих основных на­правлениях: средства, сигнализирую­щие теми или иными способами об уровне работоспособности изделия (1-2-2-1), например при отборе ин­формации о техническом состоянии с установленной периодичностью, при сигнализации о достижении за­данных (предельных, допустимых значений и т.д.) параметров техни­ческого состояния и т.д. Вторым направлением развития этой страте­гии является использование таких встроенных диагностических средств, которые позволяют прогнозировать уровень работоспособности (1-2-2-2).

Аналогичное изменение и совер­шенствование возможны и для стра­тегии II. Однако технологические цели иные. Например, кон­троль при отказе имеет целью определить причины отказа и уточ­нить характер (трудоемкость, стои­мость, продолжительность) восста­новительных работ.

Для автомобиля как совокупности агрегатов и систем применяются все рассмотрен­ные варианты стратегий, которые не меняют существа планово-предупре­дительной системы – получение те­ми или иными способами упреждаю­щей информации о состоянии изде­лия и проведение (или планиро­вание) работ по поддержанию гаран­тированной работоспособности. На этом этапе будут происходить концентрация сбора, обработка и ис­пользование информации по надеж­ности и другим показателям качества. Создание подобного коллектив­ного банка, оперативная связь с ним АТП расширят информационную базу, обмен опытом при принятии решений и совершенствовании си­стемы и организации ТО и ремонта. Создание централизованного инфор­мационного банка позволит также более экономично использовать пере­довую вычислительную технику, средства связи, специалистов.

Принципиальное изменение плано­во-предупредительной системы воз­можно при следующем шаге, когда изделию (или его элементам) будет обеспечено поддержание работо­способности методами резервиро­вания или самовосстановления в пре­делах установленного срока службы. Здесь возможны два решения: или использование «абсолютно надеж­ных» изделий, вероятность отказа которых за заданную наработку ни­чтожно мала (резервирование, по­вышение прочности); или применение иных принципов конструирования, предусматривающих самовосстанов­ление изделия. Простейшими приме­рами подобных систем, функциони­рующих в течение определенной на­работки, являются саморегулирую­щиеся механизмы, применяемые в со­временных автомобилях.