Понятие и источники правового регулирования качества продукции.
Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.
Фиксированная цена (тариф) -это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердой денежной величине.
Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
В законодательстве используется понятие учетной цены — это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.
Законодательство, регулирующее основы ценообразования в Республике Беларусь, является весьма объемным и включает в себя Конституцию Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также:
- Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999г.
- Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» ;
- постановление Министерством экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993 г. № 51 «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен»;
— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. № 478 «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства»;
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен»;
- и др.
Законодательство о качестве представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг. В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции: требования к нормативной документации о качестве товаров; формы правовой защиты прав потребителей; компетенция различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции; ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и др.
В законодательстве о качестве можно выделить следующие правовые составляющие:
- техническое нормирование и стандартизацию;
- оценку соответствия;
- метрологию;
- договорное регулирование качества товаров, работ и услуг;
- и др.
Статья 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» под качеством товара» понимает совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.)
Качество товаров (работ, услуг), как правило, на практике определяется самостоятельно контрагентами в договоре либо они при определении качества товаров (работ, услуг) могут ссылаться на требования, определяемые стандартами, а также контрагенты могут предусмотреть требования к качеству более высокие, нежеле они установлены стандартами. ГК Республики Беларусь устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет условия, определяющего качество товара.
Статья 439 ГК Республики Беларусь в качестве общего правила определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.
Следовательно, понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность существенных ее свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных законом случаях хозяйственным договором.
Тем самым, осуществляя функции контроля за качеством товаров, государство защищает интересы потребителей и общества в целом.
Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность организаций и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Положение о котором утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 157).
В настоящее время Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» преобразован в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее — Государственный комитет по стандартизации).
Его основными задачами являются:
- формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
- обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сертификации;
- обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации и технического нормирования, в том числе в интересах обороны страны, ее гармонизация с международными системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;
- обеспечение функционирования и развития государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь;
- организация и обеспечение функционирования системы единства измерений в республике, совершенствование и развитие государственной метрологической службы;
- обеспечение функционирования и совершенствование Национальной системы сертификации Республики Беларусь, организация и проведение работ по сертификации производимой в республике и импортируемой продукции, работ, услуг, персонала, систем качества, систем управления окружающей средой;
- обеспечение функционирования и совершенствование системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации;
- организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в области стандартизации, метрологии и сертификации и аккредитации;
- и др.