Понятие и источники правового регулирования качества продукции.

Регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена (тариф) -это регулируемая цена (та­риф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердой денежной величине.

Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

В законодательстве используется понятие учетной цены — это цена отпускаемого (экспортируемого) товара, исполь­зуемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществ­лении товарообменных операций и устанавливаемая в бело­русских рублях.

Законодательство, регулирующее основы ценообразо­вания в Республике Беларусь, является весьма объемным и включает в себя Конституцию Республики Бела­русь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также:

- Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999г.

- Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тари­фов) в Республике Беларусь» ;

- постановление Министерством экономики Респуб­лики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 «Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов»;

- постановление Совета Министров Республики Бела­русь от 1 февраля 1993 г. № 51 «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен»;

— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. № 478 «Об установлении регистрацион­ной цены на экспортируемую продукцию собственного производства»;

- постановление Совета Министров Республики Бела­русь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по уси­лению контроля за соблюдением дисциплины цен»;

- и др.

 

 

Законодательство о качестве представляет собой совокуп­ность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг. В этих нормативных актах содержатся различные показатели ка­чества выпускаемой продукции: требования к нормативной документации о качестве товаров; формы правовой защиты прав потребителей; компетенция различных органов в об­ласти контроля качества выпускаемой продукции; ответст­венность производителей за ненадлежащее качество произ­водимых товаров и др.

В законодательстве о качестве можно выделить следую­щие правовые составляющие:

- техническое нормирование и стандартизацию;

- оценку соответствия;

- метрологию;

- договорное регулирование качества товаров, работ и услуг;

- и др.

Статья 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» под качеством товара» по­нимает совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характе­ристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.)

Качество товаров (работ, услуг), как правило, на практике определяется самостоятельно контрагентами в договоре либо они при определении качества товаров (работ, услуг) могут ссылаться на требования, определяемые стандартами, а так­же контрагенты могут предусмотреть требования к качеству более высокие, нежеле они установлены стандартами. ГК Рес­публики Беларусь устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет условия, определяющего ка­чество товара.

Статья 439 ГК Республики Беларусь в качестве общего правила определяет, что товар должен быть при­годным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригод­ным для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность суще­ственных ее свойств (технических, экономических, эстети­ческих и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных за­коном случаях хозяйственным договором.

Тем самым, осуществляя функции контроля за качеством товаров, государство защищает интересы потребителей и об­щества в целом.

Государственным органом, регулирующим и контроли­рующим деятельность организаций и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняю­щих услуги на территории Республики Беларусь, является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Положение о котором утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 157).

В настоящее время Комитет по стандартизации, метро­логии и сертификации в соответствии с Указом Прези­дента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О струк­туре Правительства Республики Беларусь» преобразован в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее — Государственный комитет по стандар­тизации).

Его основными задачами являются:

- формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и серти­фикации;

- обеспечение защиты интересов государства и потреби­телей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сер­тификации;

- обеспечение функционирования и развития государст­венной системы стандартизации и технического нормирования, в том числе в интересах обороны страны, ее гармониза­ция с международными системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совмести­мость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;

- обеспечение функционирования и развития государст­венной системы классификации и кодирования технико-эко­номической и социальной информации Республики Беларусь;

- организация и обеспечение функционирования сис­темы единства измерений в республике, совершенствование и развитие государственной метрологической службы;

- обеспечение функционирования и совершенствование Национальной системы сертификации Республики Бела­русь, организация и проведение работ по сертификации производимой в республике и импортируемой продукции, работ, услуг, персонала, систем качества, систем управле­ния окружающей средой;

- обеспечение функционирования и совершенствова­ние системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации;

- организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в области стандарти­зации, метрологии и сертификации и аккредитации;

- и др.