Хозяйствующие субъекты, относимые в соответствии с законодательством к субъектам естественных монополий, в Реестр не включаются.

При определении признаков доминирующего положе­ния хозяйствующего субъекта и принятии решения по уста­новлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствую­щему субъекту ограничивать конкуренцию.

Количественная оценка доминирования - размер доли на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную антимонопольным органом, или не превышает, но является постоянным.

При определении доминирующего положения факт объеди­ненного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть,, но ни один из присутствующих на рын­ке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.

Следовательно, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предель­ные величины, установленные уполномоченным республи­канским органом государственного управления. А в случае, если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабиль­ности его доли на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке и возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке — это количественная оценка положения хозяйст­вующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализован­ных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на то­варном рынке.

Под товарным рынком понимается сфера обращения то­вара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой исходя из экономической возможности поку­пателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ст. 1 Закона о монополистической деятельности).

Признаки доминирования субъекта хозяйствования:

* доминирование устанавливается по отношению к субъек­ту хозяйствования (юридическому лицу или индивидуаль­ному предпринимателю);

— субъект хозяйствования должен быть производителем товаров (работ, услуг);

— доминирование устанавливается на товарном рынке;

— качественным признаком является наличие возмож­ности ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов с целью иметь преимущества;

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется Министерством экономики Республики Бе­ларусь и его территориальными органами в соответствии с Инструкцией по определению доминирующего положе­ния хозяйствующих субъектов на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке.

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта является основанием для включения его в Госу­дарственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.

Формирование Реестра осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь, а также управлениями ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета.

Целью формирования и ведения Реестра является опре­деление перечня хозяйствующих субъектов, в отношении которых осуществляется государственный контроль за их дея­тельностью со стороны антимонопольных органов, а также выработка и осуществление мер по предупреждению, огра­ничению и пресечению монополистической деятельности.

Реестр имеет двухуровневую структуру: на республикан­ском уровне это субъекты, занимающие доминирующее положение на республиканском рынке; на местном уров­не — субъекты, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минска).

В целях выработки и принятия мер, предусмотренных законодательством в отношении хозяйствующих субъектов доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр за их деятельностью осуществляется наблюдение со сторо­ны департамента и управлений ценовой политики облис­полкомов и Минского горисполкома. Наблюдение ведется путем анализа государственной статистической отчетности. Указанная отчетность ежеквартально представляется хозяйст­вующими субъектами, занимающими доминирующее по­ложение на республиканском и местных рынках, соответ­ственно в департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.

Включение хозяйствующего субъекта в Реестр осуществ­ляется с учетом данных государственных органов статистики, предложений республиканских и местных органов госу­дарственного управления, хозяйствующих субъектов, общест­венных организаций, а также аналитических материалов, полученных департаментом (управлениями ценовой поли­тики облисполкомов и Минского горисполкома) в резуль­тате анализа товарных рынков.

Основанием исключения хозяйствующего субъекта из Реестра являются устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установлен­ном законодательством порядке, утрата им статуса юриди­ческого лица или ликвидация хозяйствующего субъекта, заключение соглашения между департаментом и хозяйст­вующим субъектом, в котором определяются условия кон­курентного поведения, исключающего монополистическую деятельность.

Исключение хозяйствующего субъекта из Реестра (измене­ние товарной позиции хозяйствующего субъекта в Реестре) осуществляется по мотивированному заявлению его руко­водителя или обращениям республиканских и местных орга­нов государственного управления, общественных организа­ций, а также по инициативе департамента антимонополь­ной и ценовой политики по результатам анализа состояния товарных рынков.